Рожденные в СССР (есть видео)

В Доме-музее Владимира Сукачева продолжает свою работу выставка кукол советской эпохи

Сувенирные и перчаточные, статичные и шарнирные... Коллекция насчитывает около трехсот экземпляров. Раритетные мягконабивные Степка-растрепка и Маша-растеряша соседствуют на витринах с пластмассовыми Буратино и Айболитами, девчушки в ситцевых платьицах — с барышнями в национальных костюмах. Куклы из частной коллекции Оксаны Токмаковой словно привет из прошлого. В них дух былой эпохи, дух счастливого советского детства.

Очаровательный Андрюшка

— Интересный кукольный образ, он всегда собирательный, — демонстрируя свои куклы, рассказывает владелица коллекции, усольчанка Оксана Токмакова. — Вот посмотрите, например, на Андрюшку: большой рот, курносый нос, глазки-бусинки... Ну, прямо скажем, не красавец. А вместе с тем насколько он очарователен! Образ, созданный 60 лет назад, и спустя полвека трогает и впечатляет.

Куклы озорные и смешливые, привередливые и чуть капризные... Тем, говорит Оксана Токмакова, и отличалась советская игрушечная индустрия от зарубежных производств — нашим мастерам всегда удавалось придать куклам образ, настроение.

Чуть в сторонке от кукол представлены на выставке и открытки с изображением культовых игрушек советского периода. Именно с одной из них все и началось.

— Лет пять назад мне в руки попалась открытка с этим самым Андрюшкой. И так он мне понравился, что я решила воссоздать его образ. Ткань подобрала, а вот куклы с похожим личиком найти не получилось. И тогда я решила отыскать эту куклу. Узнала, кто ее автор, когда и на какой фабрике она была выпущена. Так, собственно, все и закрутилось.

Игрушечное королевство

С первых минут разговора в Оксане Токмаковой легко угадывается коллекционер вдумчивый, скрупулезный. О предмете своего интереса — куклах советского периода — она, кажется, знает все. Ну, или почти все. Повествуя об экспозиции, упоминает фамилии легендарных художников, рассказывает о технологиях производства, нюансах реставрационных работ.

Сейчас в собрании Оксаны Токмаковой несколько сотен кукол плюс мебель, посудка, прочие атрибуты. На вопрос, где и как размещается все это игрушечное королевство, она поясняет:

— Вот так и размещается — переезжает с выставки на выставку. А больше негде — куклам нужны условия, свободные площади.

— А как же пополняется ваша коллекция?

— По-разному. Иногда раритетные куклы приносят в дар, правда нечасто. Иногда я целенаправленно ищу их. В век Интернета и общемировой глобализации, если очень захотеть, найти можно многое.

Врач-реставратор

Часто куклы, попав в руки Оксаны Токмаковой, требуют помощи «врача»-реставратора. В одних случаях нужно восстановить прическу, в других — воссоздать наряд. Иногда вмешательства требуют щечки, некогда щедро намалеванные красными чернилами, или, скажем, от души раскрашенные ногти.

— Да, куклы, которыми играли когда-то советские девочки, нередко попадают ко мне со следами заботы о красоте. Часто у них подстрижены волосы, проколоты уши, нарисованы тени и стрелки на глазках. Что-то оттирается, а что-то за давностью лет и нет.

И тем не менее своих кукол Оксана Токмакова реставрирует сама. Работа эта кропотливая, не терпящая спешки, суеты.

— И здесь есть свои законы. Во-первых, как бы ни хотелось, нельзя стараться сделать куклу ярче или красивее. А во-вторых, восстанавливая платьица, костюм, нельзя обращаться к современным материалам. Только винтаж — ткани, к которым прибегали тогда, когда была выпущена кукла. В целом для коллекционера Оксаны Токмаковой каждая из ее кукол — это не просто кукла, а произведение декоративно-прикладного искусства. И часто, по ее словам, наряды и костюмчики могут рассказать больше, чем сама игрушка.

— Так, например, если по инструкции министерства легкой промышленности девочек ясельного возраста было предписано одевать в платья длиной на 5 сантиметров ниже трусиков, то и куклам наряды шили точно такие же, — продолжает коллекционер. — Был популярен ситец — шили из ситца; рыхлый бархат — из рыхлого бархата.

Славное прошлое

В общей сложности представлено на выставке около трехсот экспонатов. Есть куклы таких прославленных советских мастеров, как Лев Разумовский и Лев Сморгон, Марианна Мотовилова. Есть куклы производства легендарных Ленигрушки, Московской фабрики игрушек имени 8 Марта, Охтинского химического комбината. О былой славе кукольной индустрии и ее последующем забвении Оксана Токмакова рассказывает с нескрываемой горечью. Увы, но школа мастерства фактически потеряна. Хотя еще в 70-х годах, в период расцвета кукольной индустрии, в Советском Союзе функционировало около восьмисот заводов и фабрик игрушек. Сто из них были узкоспециализированными и занимались исключительно производством кукол.

— Например, Московская фабрика игрушек имени 8 Марта, основанная в 1921 году, в 70-е отсоединила от себя предприятие по производству игрушек и занялась исключительно куклами, — рассказывает Оксана. — На фабрике работали цеха по пошиву кукольных платьев. Не цех, а целые цеха! Однако с распадом страны все рухнуло. Утрачены сведения о технологиях производства, утрачены отливки кукол. Нет ни чертежей, ни каталогов. Потому сегодня любые сведения о производстве кукол в советское время — на вес золота. Информацию приходится искать, выуживать, собирать по крупицам.

Маленький Ильич

Примечательно, что за время работы выставки в Доме-музее Владимира Сукачева коллекция кукол успела пополниться и новыми экспонатами. В том числе и одним из очень редких — мальчишкой середины 50-х годов, в чьем облике угадывают черты юного Ильича.

— В числе прочих мне передала эту куклу иркутянка Ольга Трошева, за что ей огромное-огромное спасибо. В середине 70-х образ Володи Ульянова был популярен и востребован. Не миновала эта участь и игрушечную индустрию.

Между тем выставка «Куклы нашего детства» продолжает свою работу. И каждый или почти каждый находит здесь своих кукол — любимых, близких. Тех, что родом из детства.

Видеосюжет можно посмотреть по следующей ссылке: Выставка кукол

Загрузка...