Такси в Иркутске больше нет

Фирмы поменяли названия и превратились в невидимок

1 сентября вступил в силу Федеральный закон № 69-ФЗ об изменениях правил перевозки пассажиров в такси. Несмотря на бурные протесты и митинги, избежать нововведений не удалось. Теперь иркутским службам приходится мириться с действительностью и пытаться удержаться на плаву. Пока это удается сделать, только старательно обходя закон. Так, многие фирмы просто сняли все опознавательные знаки с машин, включая панели с контактным телефоном, а службу такси переименовали в службу по перевозке пассажиров по заказу.

Красить машину никто не хочет

Сегодня ровно неделя, как закон вступил в силу. Результаты уже налицо. Службы такси начали шифроваться под витиеватыми названиями, а фирменные автомобили в общем потоке машин стали встречаться все реже и реже.

— А что делать? Надо как-то выживать... — разводят руками руководители службы такси. — Нас поставили в такие жесткие условия, что сразу как-то все решить не удается.

Новые требования к таксистам действительно предъявлены, и они довольно суровы. Так, все фирмы должны быть оснащены своими собственными автомобилями или взятыми в лизинг. Машины должны иметь цветографическую схему, или, попросту говоря, «шахматку»; должны быть выкрашены в один цвет; каждый автомобиль должен иметь таксометр и на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета. Более того, по новым правилам легковое такси должно проходить техосмотр два раза в год, а водитель машины должен иметь стаж работы в службе не менее трех лет или же общий водительский стаж от пяти лет.

Предприниматели с такими условиями категорически не согласны. По словам Дмитрия Неминущего, руководителя одной из транспортных фирм, в его компании практически все водители работают на собственных машинах. — В Иркутске мало фирм, которые имеют свой автопарк. У меня, например, 70% парка — это машины с водителями. Каждый должен поставить себе счетчик и выкрасить автомобиль в один цвет. Конечно, им это невыгодно. Никто не хочет красить свой автомобиль. Кроме того что это большие затраты, его ведь потом не так уж и просто продать, — поясняет Дмитрий. Как правило, для многих водителей эта работа является просто подработкой — возможностью получить дополнительный заработок. В связи с новыми правилами все они просто уйдут из фирм. Для Дениса Артемьева этот вопрос уже оказался решенным.

— Мы посоветовались с женой и решили, что такой заработок нам теперь не подходит. Да кто согласится с новыми требованиями?! У меня есть основная работа с графиком сутки через двое, поэтому я мог себе позволить дополнительную работу. У меня двое детей, надо их растить. Вот и использую все возможные варианты. Этот был для меня самым простым и необременительным: гибкий график и постоянная выручка, пусть и не всегда большая, — рассказывает Денис. — Многие ребята уже ушли или уходят с фирм. Конечно, кому захочется ставить этот таксометр, красить машину, обклеивать ее? Такое ощущение сразу создается, что она и не твоя уже. Пусть лучше будет в том виде, в каком она сейчас.

18 тысяч за счетчик

Сами владельцы служб такси прогнозируют, что в скором временит фирм останется совсем немного — только те, кто сможет себе позволить закупить автопарк.

— Я недавно спрашивал цену на таксометры. Стоят они около 15 тысяч рублей, плюс установка около трех тысяч. В сумме получается 18 тысяч. И это только за один счетчик, — говорит Дмитрий Неминущий. По словам владельца компании, даже если он и выполнит все предписания, то неизвестно, сколько сможет продержаться.

— Мы ведь точно сразу не сможем определить, кого берем на работу. На это нужно время, а его нет. Неизвестно, какой водитель попадется — гонять будет, в глазах одни рубли; постарается обслужить максимальное количество клиентов и заработать побольше денег. А что будет с машиной, ему все равно, она ведь не его будет, а наша. Мы не сможем отследить каждого водителя — как он ездит, как обращается с автомобилем. Вот таким образом и получится, что через два месяца новая машина придет в негодность и превратится в хлам. Поэтому проще брать водителя со своим авто, а уже нельзя — закон, — говорит Дмитрий.

Владельцы иркутских такси предлагают свои варианты решения проблемы: выдавать разрешения не только на основе прав собственности транспортных средств, но и на основе договоров аренды; отменить перекрашивание машин в один цвет и нанесение шашечек; не вводить таксометры, а оставить фиксированную плату за проезд. Все эти требования, собственно говоря, наша газета уже озвучивала. Однако пока никто не прислушался...

Затраты лягут на пассажиров

На сегодняшний день в Иркутске больше 100 фирм такси, но уже в скором времени, по прогнозам экспертов, их останется намного меньше. Уже появились объявления о продаже бизнеса. Самые крупные компании останутся, вот только расценки на их услуги окажутся далеко не низкими.

— Просто выхода другого нет. Пока у нас только две обклеенные машины ездят. Остальные находятся в аренде и в собственности водителей. До 1 января будем лицензировать машины, — говорит Дмитрий Шашкин, руководитель фирмы такси. — В итоге получится так, что основные трудности возникнут у иркутян, так как все затраты, которые понесут фирмы, лягут на пассажиров.

Цены поднимутся в несколько раз, и пользоваться услугами такси далеко не каждому будет по карману. Пока же фирмы стараются всячески избежать исполнения закона: снимают шашки, плафоны и антенки с телефоном такси. Узнавать такси клиенты теперь могут только по номеру машины. В службах такси операторы заученным текстом уведомляют, что вы обратились не в такси, а службу по перевозке пассажиров по заказу, или в службу заказов легковых автомобилей, или просто в службу извозчиков.

В полную силу закон заработает с 1 января 2012 года, тогда за нарушения начнут брать штрафы. Контролирующего органа пока в регионе нет, но в самое ближайшее время он, безусловно, появится.

Загрузка...