Что такое байтог? (есть видео)

Иркутский писатель расшифровал названия бурятских деревень

В Иркутске вышла в свет новая книга — «Топонимика Усть-Ордынского Бурятского округа». Ее автор, известный иркутский писатель Станислав Гурулев, долгие годы собирал материалы о происхождении названий различных сел и деревень округа, а также нашел немало интересных фактов, исторических сведений и легенд, связанных с некоторыми из них. Книга уже вызвала интерес читателя и в будущем обещает стать настольным изданием для каждого жителя Усть-Ордынского округа.

Река с таджикским названием

В одной из наших публикаций мы уже писали об этой книге, в то время как она еще только находилась в разработке. Теперь ее можно увидеть воочию. Новенькое издание еще пахнет типографской краской, на обложке — фото главного символа поселка Усть-Ордынского, всадника на коне. Как рассказывает Станислав Гурулев, работа над книгой началась еще в далеком 1993 году. Писатель постепенно собирал материал, подбирал источники. Работал неторопливо и тщательно, проверял всю найденную информацию.

— Сначала я обратился в областную администрацию с предложением опубликовать работу по топонимике округа, но мне отказали, сославшись на то, что нет финансовых средств. Однако работу я не бросил, продолжал подборку материала, — рассказывает Станислав Гурулев. Спустя несколько лет, в 2006 году, иркутский писатель приехал в администрацию Усть-Ордынского округа. Единственный вопрос, с которым он обратился к чиновникам, — нужна ли новая книга по топонимике. В то время существовало только одно издание, исследователя Матвея Мельхеева, 1969 года выпуска. В администрации округа его инициативу поддержали. С тех пор работа закипела с удвоенной силой. В новой книге указано 113 использованных источников, однако, по словам Станислава Гурулева, этот список намного больше. В ходе сбора материала исследователь сделал много открытий и для самого себя.

— Я, например, удивился, когда обнаружил, что в ряде мест есть топонимы, которые легче всего расшифровываются с иранских языков. Взять, к примеру, реку Одиссу, которая протекает в Нукутском районе. Название образовано от слова, родственного таджикскому «одди» — «обычный», «обыкновенный», «обыденный», «простой». Есть и много других примеров.

Священная шаманская гора

Кроме обычной транскрипции и перевода названий писатель внес в издание и немало исторических сведений, вплоть до того, сколько родов и хозяйств проживало в том или ином месте. Также в книгу удалось внести и легенды, правда большая их часть в процессе работы была сокращена. Так, например, автор пишет об основателях села Апхульта Аларского района: «В Нельхае живет группа семей в составе бурят рода икинатов, которую выделяют как бы в подрод унхытан. Их предок — девушка по имени Унхы. Предание о ней гласит: она, живя у родителей, забеременела. В старину беременных вне замужества девушек наказывали ссылкой. Девушку Унхы сородичи посадили на плот и пустили вниз по Ангаре. Плот пристал к берегам икинатской земли. Пожалев девушку, икинаты приютили ее у себя. Потомки Унхы считают себя икинатами. Но знатоки древней старины, вдаваясь вглубь родословной Унхы, все же отделяют их от икинатов и называют унхытанами. К ним относятся Долбеевы, Сабировы. Они являются основателями улуса Апхульта».

Интересную информацию Станислав Гурулев поведал и, к примеру, об известной многим горе Байтог, что в Эхирит-Булагатском районе. Так, согласно автору, в одном из источников указано, что название образовано от тюркских слов «бай» — «богатство, богатый», и «таг» — «гора». Другой настаивает, что оно произошло от древнетюркских слов «бай» — «священная», и «тай» — «гора».

«Это гора почитаема шаманистами племени эхиритов, проживающими в селах Ахины, Бухтумур, Байтог. Сюда на молебствия некогда стекалось много народа, приносилось в жертву единовременно до 300 овец, до 100 кобылиц. На горе стояло 85 деревянных столбов, на которые привязывались жертвенные животные, приносимые духу — хозяину горы — от каждого бурятского рода. На горе сохраняются древние писаницы, относящиеся к неолиту и курыканскому времени. То обстоятельство, что, с одной стороны, название горы пришло из тюркских языков и что, с другой стороны, она почитаема монголоязычным народом — бурятами, свидетельствует о почитании горы многими народами, и, видимо, с глубокой древности».

Как отметил Станислав Гурулев, сейчас главная его проблема — как презентовать книгу жителям Усть-Ордынского округа, чтобы каждый мог ее прочитать и узнать много интересной и полезной информации. Однако писатель уверен, что и с этой задачей ему справиться под силу и что вскоре книга появится в домашней библиотеке у многих жителей округа.

Видеосюжет можно посмотреть по следующей ссылке:

Книга о названиях бурятских географических объектов

Метки:
baikalpress_id:  24 229