Почем нынче знания?

В Иркутске цены на школьные учебники ежегодно растут

Близится начало учебного года, и родители штурмуют магазины, приобретая все, что необходимо для школы. Одежду, обувь, рюкзаки, учебники... Безусловно, главным в этом списке является то, что составляет основу образования, — школьные учебники. Поговорив с иркутянами — родителями, учителями и непосредственно со школьниками, мы выяснили, что вопрос школьных учебников стоит более чем остро. Оказалось, что здесь существует масса проблем — начиная от дороговизны учебников и недоступности некоторых изданий и заканчивая качеством обучающего материала, которое, по словам педагогов, в последнее время значительно ухудшилось.

Список из 20 учебников

В иркутских книжных магазинах — самый пик продаж. Как нам сказали, это связано именно с покупкой учебников. С середины июля и до начала сентября вокруг книжных полок — толпы родителей. Такую картину мы наблюдали и сами, придя в выходной день в один из центральных книжных магазинов. Консультанты, что называется, нарасхват, к кассам — длинные очереди родителей с внушительным списком учебной литературы. При этом многие приехали из районов, некоторые — из очень отдаленных.

— У нас невозможно купить все учебники, — говорит Лидия Ивановна, приехавшая из Качугского района, — вот и приезжаем каждый год в Иркутск. Конечно, это проблематично и дорого! Чтобы купить весь комплект учебников, ежегодно трачу 3—4 тысячи рублей. Для нашего бюджета это серьезно, ведь у меня трое детей. А еще форма, рюкзак...

Поговорили с родителями, и оказалось, что в основном на покупку учебников ежегодно они тратят в среднем от 3 до 5 тыс. рублей. Говорят, учебники с каждым годом становятся дороже, к тому же чем старше школьник, тем большее количество книг приходится покупать. Если для первоклашек требуется всего несколько изданий, то комплект для восьмиклассника уже состоит из 20 книг — это и учебники, и различная дополнительная литература к ним. Например, есть своеобразный двухтомник учебника русского языка — одна книга по теории, другая посвящена практическим упражнениям. Кроме того, атласы, карты и т. д. Одним словом, получается солидная стопка книг. — В советское время, когда я училась, учебников было намного меньше, да и взять их можно было бесплатно в библиотеке, — пожаловалась нам иркутянка Светлана, мама семиклассника Андрея. — У нас только в основном списке 19 наименований, есть еще дополнительный список.

Алгебра без учебника

Впрочем, оказалось, что это не самая большая проблема. Бывает, что нужный учебник невозможно достать — нет его в иркутских магазинах. Родители решают эту проблему по-разному, но отсутствие учебника негативно сказывается на процессе обучения.

— В прошлом году мы никак не могли купить новый учебник алгебры, не только я, весь класс, — рассказывает 13-летний Шамиль. — Начали учиться без учебника. Потом попросили учителя, чтобы она съездила в другой город и купила его. Но она привезла его только во второй четверти, так что в начале учебного года мы изучали предмет без учебника.

Аналогичная ситуация возникла в прошлом году и с учебником английского языка. В некоторых школах педагоги просили родителей приобрести учебник определенного автора, но его очень сложно было купить в наших магазинах, возможно из-за невысокого тиража.

В некоторых школах решают эти проблемы просто, родители сдают деньги и учителя покупают необходимый комплект учебников. Кроме того, в некоторых книжных магазинах с июля по август действует система скидок на школьные издания. Есть и другой выход — купить поддержанные учебники в «Букинисте», где они стоят дешевле. Но, как нам сказали родители, в некоторых школах требуют совершенно новые учебники, одним словом траты неизбежны.

А что хотел сказать автор?

О качестве школьных учебников уже спорят на протяжении многих лет. После перестройки вслед за кардинальным изменением всей системы образования были написаны и новые учебники. К тому же в последние годы появились новые предметы и, соответственно, большое количество новых школьных книг. Но новое — это не всегда лучшее. Сегодня эксперты, учителя говорят, что качество учебников по сравнению с советским периодом стало хуже. Хотя пока это не является глобальной проблемой, но все же некая тенденция к снижению качества, по словам педагогов, прослеживается.

— В советское время методика изложения материала в учебниках была намного понятнее и проще, — говорит иркутский педагог с большим стажем Дамир Тагиров. — Сейчас многие учебники написаны таким сложным наукообразным языком, что не то что дети, взрослые не всегда понять могут, что, собственно, хотел сказать автор. Конечно, современные учебники более красочные, чем раньше. И учиться ребятишкам в этом смысле интересней. Но с точки зрения простоты изложения материла, качества нынешние учебники уступают советским. Я уже не говорю о том, что встречаются элементарные орфографические ошибки.

По словам учителей, главная проблема в том, что учебники в основном пишут не учителя-практики, а ученые. Впрочем, у современных учебников есть и свои плюсы. Они красочнее своих предшественников. Для школьников начальных классов учебники вообще зачастую похожи на советский журнал «Веселые картинки». Однако психологи уверяют, что красочность учебников имеет и свою обратную сторону — когда книга пестрит рисунками, это отвлекает внимание ребенка, мешает сосредоточиться на одном задании, увеличивает нагрузку на зрение. Поэтому некоторые издатели, поэкспериментировав с цветом, к счастью, отказались от пестроты в пользу минимализма.

Иркутские учебники

В Иркутской области сегодня существует три региональных учебника. Это «География Иркутской области», «Писатели Восточной Сибири» и «Байкаловедение». Однако сегодня во многих школах они входят не в обязательную, а в дополнительную программу. Среди них, наверно, самым уникальным является учебник «География Иркутской области». Когда он был впервые издан еще в 60-х годах, это был первый региональный учебник. С 1965 года, вот уже более 40 лет, учебник «География Иркутской области» остается основным источником получения географических знаний по Иркутской области.

Он широко используется учащимися школ, лицеев, гимназий, студентами вузов и по праву стал настольной книгой. Он несколько раз переиздавался. Его автор — человек неординарный, бывший декан географического факультета ИГУ, стоявший у истоков его основания, Василий Михайлович Бояркин. Как рассказал его сын и соавтор, ученый Игорь Васильевич Бояркин, этот учебник уникален тем, что дает полное представление об Иркутской области. Кроме непосредственно географических данных в нем есть сведения об экономике, политике региона, со статистическими данными и наглядными примерами, и подробный рассказ обо всех губернаторах Иркутской области.

Метки:
baikalpress_id:  24 224
Загрузка...