Останемся без такси?

Акция «Похороны легального такси. Продолжение» прошла в Иркутске

На этой неделе иркутские таксисты вновь провели акцию «Похороны легального такси», которая уже стала всероссийской: против нашумевшего федерального закона № 69 сегодня протестуют в 300 городах России. Сотни иркутских такси проехали по центральным улицам с черными траурными лентами. Яркие желтые наклейки-лозунги красноречиво говорили об отношении таксистов к грядущей реформе: «Готова ли Россия к новой армии безработных?», «Позор депутатам, голосовавшим за новый закон!», «Хватит народ грабить!»... Как рассказали нам участники акции, Иркутск стал инициатором проведения этой акции в стране и своеобразным координационным центром.

Главное — рассказать о проблеме

Рано утром 25 июля огромная вереница машин выстроилась на объездной дороге в аэропорт перед выездом на Байкальский тракт. В полдень все участники акции отправились по улице Байкальской в сторону центра. Никто не сигналил, все просто следовали друг за другом. Акцию пришлось сделать «молчаливой», потому что во время проведения первых «Похорон легального такси» попытки посигналить сразу же были пресечены стражами порядка. В этот раз акция прошла без происшествий, и это было продиктовано еще и задачами протестующих — не устроить шумный пикет, а рассказать властям и обычным иркутянам о грядущей реформе, которая, по мнению протестующих, может привести к полному краху рынка такси в Иркутске.

По словам организаторов, акции в других городах будут проходить до начала августа, до Первого всероссийского съезда таксистов, который намечен на 2 августа. В организации акции Иркутск выступил своего рода локомотивом. Многие иркутские компании такси взяли на себя работу по привлечению к всероссийской акции таксистов из других российских городов.

Многим придется закрыться

Напомним, таксисты протестуют против вступления в силу поправок в Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, которые вносят изменения в правила пассажирских перевозок.

Суть нововведений в следующем: с 1 сентября каждая компания такси должна будет получить разрешение. Этот документ выдадут только в случае наличия у компании собственного, а не арендуемого парка машин, опознавательных знаков, а именно шашечек на боковой части машины, плафона с номером такси и таксометра. Кроме того, предполагается в каждом регионе установить свой цвет такси, то есть машины нужно будет перекрасить, станет больше проверок контролирующих органов, а также будет установлена квота на общее число таксующих машин в регионе, причем весьма ограниченная.

Все эти новшества, по мнению большинства представителей рынка такси, могут привести не к легализации такси, как заявляют инициаторы нового закона, а наоборот, к увеличению числа нелегалов-бармил. Из-за больших затрат на приобретение собственного парка машин, таксометра (установка одного счетчика сегодня стоит около 25 тыс. рублей), перекраски машин и нанесения опознавательных знаков большинству компаний такси попросту придется закрыться. В основном, по словам участников акции, закроются компании малого и среднего бизнеса, не обладающие солидным капиталом для того, чтобы выполнять нормы закона. А если учитывать, что львиную долю компаний, предлагающих услуги такси в Иркутске, представляет именно средний бизнес, то ситуация становится совсем критической.

— В Иркутске новый закон не сможет исполнять ни одна компания малого или среднего бизнеса, — сообщил журналистам председатель правления НП «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов. — Конечно, реформирование рынка такси необходимо, но не за такой короткий период, а постепенно, например года за три. А то мы за 15 лет после отмены лицензирования не реформировали такси, и тут за два месяца решили сделать рынок такси такой же, как в Нью-Йорке.

Нарушает Конституцию

Новые поправки противоречат Конституции России, считают таксисты. Требование к созданию собственного парка автомобилей взамен существующей системы заключения договоров с водителями, уже имеющими свои машины, нарушает конституционное право на свободу выбора, уверены они. Ведь согласно Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, «гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать по трудовому договору или на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора)».

Другим большим минусом нового закона, по мнению таксистов, станет развитие нездоровой конкуренции и даже коррупции. В частности, нововведения подразумевают увеличение проверок различных контролирующих организаций, а при помощи жалоб можно будет легко фактически устранить конкурента. Через три года согласно закону планируется установить квоты для регионов по общему числу автомобилей. По мнению иркутских таксистов, такие ограничения — это прямой путь к коррупции, уничтожению здоровой конкуренции и монополизации рынка. И наконец, все новшества негативно отразятся и на потребителях услуг такси. К примеру, обязательная установка таксометра приведет к удорожанию стоимости поездки, потому что это устройство фиксирует и периоды остановок во время пробок, на светофорах. Так как большинство таксистов уйдут в тень и будут работать нелегально, то есть попросту бармить, качество поездок может значительно ухудшиться, а цены вырасти.

— Нам говорят, что такси — это визитная карточка городов, приводя этот довод как один из аргументов в пользу нового закона. Но ведь и дороги — это тоже визитная карточка города. А какие у нас дороги? По некоторым просто невозможно проехать, хотя на их ремонт постоянно выделяют большие деньги. Да и в других отраслях разруха. Но почему-то именно такси стало этаким камнем преткновения, — говорит член некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси» Алексей Новокрещенов.

Обращение к депутатам

В итоге иркутские таксисты подготовили обращение к депутатам Законодательного собрания Иркутской области, депутатам Государственной думы РФ, всем заинтересованным лицам, в которых четко изложили свои требования относительного нового закона. По их мнению, в Федеральный закон № 69-ФЗ необходимо внести следующие изменения:

1. Дать возможность компаниям работать на автомобилях, взятых в аренду или на других законных основаниях.

2. Нанесение «шахмат» обязательно только в случае отсутствия опознавательного фонаря.

3. Исключить пункт о единой цветовой гамме.

4. Оборудование таксометром не требуется при использовании фиксированной платы за проезд (в этом случае пассажир должен быть проинформирован о стоимости поездки до посадки в салон).

5. Исключить пункт о проведении плановых и внеплановых проверок, для контроля за деятельностью такси применять только ФЗ № 294.

6. Исключить введение квот и продажу их на аукционах. Кроме того, в обращении предлагается ввести индивидуальные «карточки-разрешения», что-то наподобие «техосмотров», но они должны выдаваться не на автомобиль, а на имя водителя, так как в течение года автомобиль у владельца может меняться несколько раз, к тому же водитель может работать в такси на разных автомобилях. Данная карточка будет действительна при предъявлении вместе с водительским удостоверением. «Предлагаем организовать выдачу данных индивидуальных разрешений местными госорганами. Установить срок действия разрешения на 1 или 2 года, без ограничений по количеству карточек на город и область», — говорится в обращении.

— Если наши требования не будут услышаны и поправки все-таки примут, то мы будем проводить другие акции, — сказал журналистам член некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси» Роман Гениятулин. — Сейчас рассматриваются разные варианты. Возможно, это будет «День тишины», когда в течение дня компании такси не будут принимать заявки, или акция «Подмигни Путину», такой же проезд по городу, только с включением аварийного сигнала.

По словам иркутских таксистов, о тем, что в регионах бастуют против принятия нового закона, знают и в Московском профсоюзе таксистов. Представители этой организации на стороне таксистов и даже встречались с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и президентом страны Дмитрием Медведевым. Кроме того, позицию большинства компаний, предоставляющих услуги такси, поддерживает и ряд политических партий. Впрочем, сейчас трудно судить, выполнят ли требования таксистов, будут ли внесены их рекомендации в нашумевший закон. Ясно одно: если ситуация останется без изменений, уже с 1 сентября новый закон вступит в силу, и на рынке такси могут наступить нелегкие времена.

Метки:
baikalpress_id:  24 217