Техосмотр: то ли еще будет...

Частные станции ТО терпят убытки, стоимость прохождения техосмотра грозит вырасти в 5 раз

В связи с отсрочкой прохождения техосмотра поток автомашин на станциях ТО сократился в разы. Выручка упала, меры по оптимизации расходов не заставили себя ждать. Владельцы отдельных пунктов ТО уже поспешили сократить штат сотрудников более чем вдвое. А иначе, говорят, не выжить. Напомним: в минувший понедельник вступило в силу постановление Правительства РФ о годовой отсрочке на техосмотр. Талоны ТО, срок которых истекает в 2011 году, автоматически продлены на 12 месяцев. Исключение из правил — спецтранспорт, автомобили массой от 3,5 т, легковые и грузовые авто, предназначенные для системной перевозки пассажиров или опасных грузов. Казалось бы, ну и отлично — одной заботой меньше. Однако не так все просто. В то время как рядовые автолюбители с удовлетворением потирают руки, владельцы станций ТО терпят убытки и предрекают увеличение аварийности на дорогах.

Легковушки стали редкостью

На иркутской частной станции технического осмотра, что на Нижней Набережной Иркута, поток автотранспорта за последнее время изрядно сократился. Все чаще в боксы для проведения контрольно-диагностических работ въезжают автобусы, грузовики, спецтранспорт, и все же реже здесь можно повстречать рядовые легковушки. В связи с мораторием на техосмотр львиная доля автолюбителей с процедурой проверки технического состояния автомашин предпочитает повременить. Благо в запасе почти год.

— Кто рад избежать процедуры техосмотра? Те, у кого авто неисправно. У кого стекла «под завязку» затонированы, у кого фары не отрегулированы и глушитель ревет. И я искренне полагаю, что на увеличении числа аварий годовая отсрочка сказаться не замедлит, — считает директор станции ТО Федор Ромашенко. — В целом же поток легковых автомобилей сократился на 70—80%, а спецавтохозяйства, транспортные предприятия Иркутска как шли, так и идут. На том и стоим.

«Нам бы день простоять да ночь продержаться»

Впрочем, если иркутским владельцам станций ТО за счет транспортных предприятий, тысячной армии маршруток и такси концы с концами удается свести, то и у коллег из районов дела идут из рук вон плохо. Пример тому — частная станция технического осмотра в Зиме, где выручка за последние месяцы снизилась в разы. По словам ее владельца Ивана Маякова, буквально на днях он продал собственную квартиру, чтобы спасти бизнес. И это несмотря на уже принятые меры оптимизации: урезание расходов, сокращение штата. Вместо десяти сотрудников на станции ТО осталось только двое.

— А что делать? Меры вынужденные. Мы строились в кредит, мы приобретали оборудование на заемные средства... — сетует владелец станции ТО в Зиме Иван Маяков. — Как отдавать долги, чем выплачивать зарплату, если поток автотранспорта сократился, а выручка упала? В постановлении о моратории на техосмотр о том не сказано ни слова. Не лучше обстоят дела и у Александра Стасова, владельца частной станции ТО в городе Тайшете.

— Автомобилей стало меньше в 10 раз, с двумя сотрудниками пришлось расстаться. К сожалению, столь непопулярных мер требует ситуация, а иначе никак, — комментирует ситуацию частный предприниматель. — С 2012 года, когда в силу вступят новые правила техосмотра, а время действия отсрочки подойдет к концу, положение дел, надеюсь, изменится. А сейчас нам бы, как говорится, день простоять да ночь продержаться.

Очередей нет, но будут

Решение о годовом моратории на техосмотр — одна из составляющих масштабной реформы, нацеленной на упрощение процедуры ТО. Этакая попытка выиграть время, пока в силу не вступит закон, сулящий глобальные изменения в системе техосмотра. Напомним, что законопроект благополучно принят в третьем чтении и уже подписан главой государства. Инициатором реформы выступил сам Дмитрий Медведев, заявив, что система изжила себя напрочь, и поручив правительству разработать предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра или о полной его отмене. Толчком к переменам явились гигантские очереди на пунктах ТО в Москве.

— Теперь очередей нет — ни в Москве, ни в регионах, где ажиотажа и без того не было, — резюмирует Федор Ромашенко. — Зачем было вводить мораторий на техосмотр во всей стране, не понимаю.

Между тем в неминуемом возникновении ажиотажа уже в январе-феврале будущего года участники рынка не сомневаются. Все, кто заблаговременно не прошел техосмотр и кому нужно будет оформить автогражданку, скопом ринутся на станции ТО. Забегая вперед, отметим, что, согласно закону, с 1 января 2012 года без талона ТО приобрести полис ОСАГО будет невозможно. Причем на момент оформления автогражданки срок действия талона не должен истекать менее чем через шесть месяцев, в противном случае — вперед, за новым.

Что дальше?

Итак, согласно принятым нововведениям, которые обещают вступить в силу 1 января 2012 года, в скором времени процедура прохождения техосмотра будет целиком и полностью передана в частные руки и напрямую увязана с полисом ОСАГО, который без заветного талончика невозможно будет приобрести. Что касается контролирующих функций, то с плеч ГИБДД они перейдут в ведение страховых компаний, а если точнее — Российского союза автостраховщиков. Согласно задумке, именно РСА будет заведовать процедурой аккредитации пунктов технического осмотра на право проведения ТО. Правда, из каких требований и нормативов будут исходить представители сей организации, неясно. Механизм разрабатывается. Владельцы станций ТО, естественно, беспокоятся.

— Во что выльются для нас грядущие перемены, пока сложно предположить. Закон есть, а нормативных актов еще нет. И то, каким требованиям должны будут соответствовать станции ТО, до конца неясно, — комментирует ситуацию глава пункта технического осмотра города Зимы Иван Маяков.

В числе прочих изменений, которые вступят в силу с 2012 года, следующие нововведения: автомобили в возрасте от 3 до 7 лет будут проходить ТО раз в два года, грузовой и пассажирский транспорт — раз в 6 месяцев. Новым машинам в возрасте до 3 лет техосмотр вовсе не грозит (что, в общем-то, новинкой и не назовешь), а авто старше 7 лет будут проходить таковой с прежней периодичностью, то есть ежегодно.

Кроме того, вне зависимости от места регистрации авто в скором будущем автовладельцы смогут прибегнуть к процедуре техосмотра в любом из регионов. В отдельности отметим: передача функций по проведению техосмотра от госорганов к коммерческим структурам предполагает двухгодичный переходный период. А значит, до 2014 года автолюбители сами будут решать, куда им обращаться: на частные станции ТО или на государственные.

Фикция или шаг навстречу конкуренции?

В целом мнения на счет грядущих перемен разнятся. Кто-то считает, что условия здоровой конкуренции благотворно скажутся на качестве обслуживания и проведении контрольно-диагностических работ. Другие полагают, что в связи с переходом в частные руки прохождение техосмотра станет не более чем фикцией, а заветный талончик — предметом купли-продажи.

— Я считаю, есть такая вероятность, — делится мнением Геннадий Кабанов, директор автошколы «Автомобилист». — В условиях рыночной экономики спрос, как известно, диктует предложение.

Уповая на вероятную недобросовестность отдельных участников рынка, опасения ряда экспертов и автолюбителей разделяет и директор частной станции ТО в городе Иркутске Федор Ромашенко.

— Практика показывает: несознательные автолюбители отдают предпочтение тем станциям ТО, где заполучить заветный талончик можно быстрее и проще. В конечном итоге, я думаю, все будет завить от того, насколько бдительно станут следить страховые компании за качеством проведения контрольно-диагностических работ.

А будут ли заинтересованы страховые компании бдительно контролировать качество техосмотра? С одной стороны, согласно законопроекту именно на станции ТО возлагается ответственность за исправность авто, а значит, казалось бы, резон есть. Ведь если причиной ДТП будет признана поломка, не выявленная в ходе техосмотра, то, согласно грядущим переменам, финансовые издержки будет нести не страховая компания, а станция ТО.

— Да, но, с другой стороны, число аварий, причиной которых являются некие поломки или неисправности, ничтожно мало и составляет порядка 2—3% от общего числа ДТП. Так будет ли овчинка стоить выделки? — задается вопросом Михаил Васильев, автолюбитель, активист, один из организаторов акций протеста против повышения таможенных пошлин и цен на бензин в Иркутске.

Цена вопроса

Если владельцев станций ТО волнуют грядущая аккредитация и вероятность остаться не у дел, то рядовых автолюбителей заботит в большей степени цена вопроса. Сколько будет стоить техосмотр по-новому? Согласно принятому законопроекту верхнюю планку стоимости процедуры будет определять Федеральная служба по тарифам, а местные органы управления смогут снижать прейскурант цен исходя из собственных возможностей. В целом, по прогнозам экспертов, ориентировочная стоимость техосмотра составит порядка 2000 рублей. Учитывая, что сейчас размер госпошлины на техосмотр составляет в Иркутской области 345 рублей, согласитесь, разница существенная. Автолюбителей перспектива пятикратного увеличения стоимости, прямо скажем, не радует.

— 345 рублей — это госпошлина. Остальная сумма, покрывающая расходы на техосмотр, шла из наших же карманов — через налоги, через бюджет, через ставку сотрудника ГИБДД, который осуществлял процедуру. А значит, сейчас, когда мы переходим к непосредственной, прямой оплате за услугу, размер налогов по-хорошему должен был бы сократиться. Но как бы не так! В дополнение к прежним затратам на нас возлагаются новые, — отмечает Михаил Васильев. — Ситуация сродни присказке: один с сошкой, семеро с ложкой. Бремя финансовой нагрузки лишь тяжелеет.

О дополнительных финансовых затратах говорят и отдельные положения принятого закона. Так, например, согласно одному из пунктов, за повторный техосмотр с 1 января 2012 года придется платить. Сейчас, напомним, повторный ТО после устранения неисправностей, производится бесплатно.

Кот в мешке

Сейчас вокруг техосмотра шумят дискуссии. И негативные, скептические комментарии, сказать по правде, преобладают. В целом же, хотя, казалось бы, о грядущих переменах доподлинно известно все, закон представляется этаким котом в мешке. Потому что какими последствиями ознаменует себя его реализация на практике — абсолютно неясно.

— Сложно сказать, что будет и как будет, — отмечает в свою очередь Федор Ромашенко. — Нормативных актов нет, механизм пока лишь разрабатывается. Поживем — увидим.

— Я считаю, что идея организовать конкуренцию в области техосмотра, безусловно, внимания заслуживает, — считает Михаил Васильев. — Однако что говорить — даже самые благие начинания, столкнувшись с российской спецификой регулирования, приобретают порой самые неожиданные формы.

Метки:
baikalpress_id:  15 024