Тайна разбитого «Митчелла»

Чей самолет обнаружен в тайшетской тайге?

В Иркутске, на очередном слете поисковиков, в мою ладонь вложили металлическую пластину: «А что вы, опытный исследователь, скажете об этом?» Сквозь старую ржавчину проступала надпись. Я вгляделся — и на минуту потерял дар речи! Видя мое смятение, Татьяна Чистова, руководитель поискового отряда из Тайшетского района, пояснила: мол, мы в нашей тайге самолет нашли, эта деталь — от него...

Во время войны по трассе Аляска — Сибирь наши летчики перегоняли американские самолеты для фронта. Многие пропали без вести — поиском их я занимаюсь более 20 лет. И твердо знаю, что на завершающем участке — на севере Тайшетского района — перегонщики АЛСИБа не разбивались. Однако факт всегда упрям: на табличке, которую я разглядывал, было выбито слово COOLER (сейчас каждый школьник, знакомый с компьютером, знает, что такое «охладитель»). Вот и на фотографии, снятой на месте катастрофы, Чистова пытается приподнять переднюю стойку шасси, правда без колеса. Судя по размерам, стойка — от большого самолета, скорее всего, двухмоторного. И этот загадочный «кулер»...

Ладно. Если допустить, что тайшетцы нашли «американца» времен войны, то конструктивно такая стойка могла принадлежать только одному типу — бомбардировщику Б-25 «Митчелл». Напомню: на таких машинах летчики полковника Дулиттла нанесли удар по Токио, рискованно взлетая с авианосца — тот рейд стал легендарным, потому что топлива на возвращение у экипажей не было (событие достоверно показано в фильме «Перл Харбор»)...

И чем долее я анализировал снимки, тем больше склонялся к версии, что это Б-25 «Митчелл». На многих бомбардировщиках той поры при креплении колеса использовалась «схема вилки». И только на «Митчелле» носовое колесо будто нанизывалось на ось с правой стороны. На фотографии я нарисовал как смог его проекцию. А мой домысел красноречиво подтверждал снимок военной поры: с интересным ракурсом здесь запечатлен Б-25 из-под носа, и передняя стойка различима превосходно. Таким образом, можно уверенно сказать: ребята из отряда «Исайкина заимка» нашли обломки Б-25. Но архивные документы Перегоночной дивизии бесстрастны: в Тайшетском районе «американцы» не падали. Тогда кто и что это? Тайна жгла и тем прибавляла мне упорства. И разгадка пришла...

Павел Иванович Тихонов — из крестьянской семьи Самарской губернии. В 1934 году окончил школу военных летчиков, служил в Забайкальском округе, потом работал пилотом в 11-м Иркутском гидроотряде, летал на линии Иркутск — Якутск.

С августа 1941 года — в авиации дальнего действия, командует эскадрильей, летает на «именном» Ил-4, подарке амурских комсомольцев. С декабря 1941-го по апрель 1944 года экипаж Тихонова совершил 224 боевых вылета, из них 210 — ночью.

19 августа 1944 года гвардии майору Павлу Ивановичу Тихонову было присвоено звание Героя Советского Союза. В представлении командования говорится:

«В боевой работе тов. Тихонова характерно то, что у него высокое летное и тактическое мастерство неразрывно связано с отвагой и смелостью, доходящей до дерзости. Стиль его работы — использовать все боевые средства своего самолета, вплоть до штурмовки с бреющего полета наземных частей и техники противника из всех огневых точек самолета...»

Награжденный Золотой Звездой, двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени и медалями, демобилизованный герой с 1945 года работал летчиком-испытателем на Иркутском имени И.В.Сталина авиационном заводе № 39.

28 сентября 1946 года в 11 часов 45 минут с заводского аэродрома поднялся Б-25 «Митчелл», переделанный в транспортный. Рейс был плановый до Уфы (тамошний авиазавод и поныне поддерживает рабочие контакты с нашим).

Управление в этой машине рассчитано на двоих (летчики сидят рядом), потому самолет пилотировали летчики-испытатели 3-го класса майоры Тихонов Павел Иванович и Холодов Александр Алексеевич. В составе экипажа — бортмеханик Токарев Василий Матвеевич, второй бортмеханик Наумник Степан Адамович и бортрадист Литвиненко Николай Моисеевич. В качестве пассажира летел работник завода Вайнберг Петр Львович. Почти через два часа после старта радиосвязь с бортом прервалась. Лишь через несколько дней из Тайшета на завод сообщили о катастрофе. Цитирую акт:

«3 октября комиссия добралась к месту катастрофы: 9 километров от деревни Черманчет (район села Шиткино), 610 километров от заводского аэродрома.

По заключению комиссии, в районе Черемхово самолет попал в низкую облачность. В слепом полете прервалась связь с Иркутском, Нижнеудинском и Красноярском. Облачность пробили над селом Шиткино — село и реку Бирюсу ошибочно приняли за реку Кан и населенный пункт Ашкаул, что в 15 километрах южнее города Канск. После этого с набором высоты пошли на север.

Через некоторое время моторы стали давать перебои, горючее было на исходе. Командир экипажа приказал всем уйти в хвост самолета и приготовиться к вынужденной посадке. Приказу подчинились только Литвиненко и Вайнберг, которые остались в живых, получив незначительные ранения.

Причины катастрофы: недостаточная проработка экипажем маршрута, неготовность к полетам в сложных метеоусловиях, отказ радиосвязи, минимальная заправка топливом. Летчики Тихонов и Холодов, бортмеханики Токарев и Наумник похоронены на Ново-Ленинском кладбище в Иркутске...»

Где-то на Украине живет сын Героя — Геннадий Павлович Тихонов, возможно, есть и родственники (при желании их адрес можно отыскать). Однажды поисковики объявили, что найдут и приведут в порядок могилы всех Героев Советского Союза на кладбищах Иркутска. Есть ли имя Тихонова в их перечне?...

От редакции. Это сокращенный фрагмент из книги Михаила Денискина «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны». Книга изобилует множеством интересных фактов, уникальными иллюстрациями и прослеживает историю иркутской авиации с первого воздушного шара. По поводу приобретения можно звонить: 89-500-506-572.

Загрузка...