Бензин подорожал: что дальше?

Как скажутся минувшие скачки цен на бензин на стоимости отдельных товаров и услуг?

Страсти вокруг цен на бензин не утихают: одни предрекают топливный кризис, другие — рост инфляции, народные волнения, массовые разорения мелких розничных предприятий. Не способствует людскому спокойствию и дисбаланс цен на автозаправочных станциях Приангарья. Из-за разницы в стоимости топлива на заправках Роснефти и АЗС альтернативных операторов длинные утренние очереди за бензином, кажется, становятся для Иркутска нормой. Понятно, что если на иные виды топлива разрыв цен достигает двух с лишним рублей, то и в желающих постоять, но сэкономить дефицита не наблюдается.

«Миру — мир, нет — войне! Дай бензин родной стране!»

Громкие лозунги, смелые речи... В минувший понедельник в знак протеста против безудержного роста цен на топливо на площадь к спорткомплексу «Труд» съехалось несколько сотен иркутян. И хотя организаторы акции свое дружное коллегиальное «нет», конечно, рассчитывали выразить громче (по предварительным оценкам, ожидалось около 1000 возмущенных), в целом митинг, бесспорно, удался. Дальнобойщики и водители маршруток, рядовые автомобилисты и «безлошадные» пешеходы — праведный гнев против неоправданно дорогого бензина объединил в тот день всех.

— А как иначе? Есть машина, нет машины, а на кармане рядового потребителя скачки цен на бензин неизменно скажутся, — делится мнением иркутянин Дмитрий Кауров. — Будь-то стоимость продуктов или цены на проезд...

На волне негодования не упустили случая заработать очки и местные отделения ряда политических партий. Мощным фронтом в защиту собственных интересов выступили и иркутские таксисты.

— Мы здесь всем коллективом, в полном составе, — комментирует Наталья, диспетчер одной из служб такси Иркутска. — Для нас повышение цен на ГСМ — это неизменное повышение тарифов, а значит, и потеря клиентов. Мы не хотим банкротства. Мы не хотим остаться без работы. Топливный кризис в Приангарье отменяется?

Примечательно, что буквально за день до митинга губернатор области Дмитрий Мезенцев провел рабочее совещание по вопросам стабилизации ситуации на розничном рынке нефтепродуктов Приангарья и даже лично посетил одну из автозаправок города. В ходе диалога, в котором участвовали и непосредственные игроки рынка, обсуждались вопросы ценообразования, поднималась проблема недостаточного объема поставок топлива для независимых операторов. Надо сказать, что из 450 автозаправок области из-за отсутствия топлива в мае ежедневно закрывалось от 14 до 21 АЗС.

В числе прочего обсуждался и разрыв между стоимостью топлива на заправках независимых операторов и АЗС Иркутскнефтепродукта, которому компания «Роснефть», как собственному дочернему предприятию, естественно, отпускает сырье по более выгодным оптовым ценам. В итоге на заправках Роснефти бензин дешевле, что заставляет иркутских автолюбителей выстраиваться на этих заправках в очереди. Причем представитель управления Федеральной антимонопольной службы официально подтвердил: стоимость бензина у альтернативных участников рынка вполне адекватна. Другими словами, снижение их цен до уровня цен Иркутскнефтепродукта неизменно повлечет убытки.

В итоге губернатор области высказал намерение провести переговоры с руководством Роснефти о заключении долгосрочных договоров с независимыми операторами рынка. Уже на следующий день пресс-служба регионального правительства сообщила, что летом поставки бензина в Иркутскую область будут увеличены примерно на 10 тысяч тонн. Это гарантия того, что бензиновый кризис Приангарью не грозит.

С водителями не договориться

Впрочем, если топливный кризис Приангарью не грозит, то как же быть с тем уровнем цен, который держится сегодня?

— Если ситуация не изменится, то последствия, я считаю, нас ожидают плачевные. Учитывая повышение тарифов на электроэнергию и те 34% отчислений, которые не дают сегодня развиваться малому и среднему бизнесу, скачок цен на бензин в силах повлечь за собой разорение мелких розничных предприятий, — считает Валентина Сокова, председатель некоммерческого партнерства «Малые предприятия Иркутской области». — Понятно, что себе в убыток бизнес работать не может, а значит, все издержки, на которые вынужден идти предприниматель, он закладывает в конечную стоимость товара. Однако и этот показатель не бесконечен, ведь, поднимая цены, мы неизменно теряем покупателей. С неменьшим пессимизмом оценивает ситуацию и председатель некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси» Григорий Тирских.

— Для нас повышение цен на бензин — это, конечно, удар. И если стоимость ГСМ останется на том же уровне, то боюсь, что каждая служба такси будет устанавливать тарифы самостоятельно. Уже сейчас договориться с водителями собственных авто зачастую сложно — на невыгодных условиях людей работать не заставишь.

Продукты подорожают, но не сильно

А вот что будет с ценами на продовольствие, точно сказать не берется никто.

— Рост стоимости нефтепродуктов неизменно отражается на всех отраслях экономики, на всем населении страны. Транспортные расходы возрастают — цена продуктов и товаров народного потребления непременно ползет вверх. Другой вопрос, насколько ощутимо, — комментирует ситуацию Александра Шипицына, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и таможенного дела БГУЭПа. — Если ситуация не изменится, то как только в реализацию поступят товары, которые были закуплены уже с учетом повышения цен на ГСМ, их стоимость на прилавках, конечно, будет выше. Что касается как таковых продуктов питания, то здесь, я думаю, существенных скачков цен ожидать не стоит. Традиционная сезонная стабилизация цен, которая наблюдается летом, выступит в данном случае сдерживающим фактором.

Когда верстался номер

В день выхода номера в печать мы вновь сравнили цены на заправках Иркутскнефтепродукта и на АЗС двух крупных альтернативных операторов рынка. Разрыв цен по-прежнему более чем существенный. На самую ходовую марку бензина разница в стоимости составляет более 2 рублей. На заправках Иркутскнефтепродукта литр АИ-92 стоит 26,20 рубля, на АЗС ОМНИ и Крайснефть — 28,70 и 28,80 соответственно.

Метки:
baikalpress_id:  14 862