О проблемах городских и делах житейских

Виктор Кондрашов поделился секретами управления Иркутском

В минувший понедельник редакцию газет, входящих в медиахолдинг «Номер один», посетил мэр города Иркутска Виктор Кондрашов. Двухчасовая беседа с коллективами ведущих изданий области прошла в формате встречи без галстуков. Вопросы звучали разные, удобные и не очень. О нехватке детских садов, о транспортных проблемах, о перспективах города.

00Транспортный коллапс

Первый вопрос, заданный мэру, коснулся ситуации на дорогах города. Число машин растет, улицы в центре шире не становятся, иные дворы по швам трещат от количества припаркованных автомашин. Ситуация на отдельных магистралях и перекрестках города наводит на мысль о транспортном коллапсе, все сложнее пешеходам и водителям жить в содружестве и мире. На вопрос, какой мэр видит стратегию развития транспортной инфраструктуры города и стоит ли ожидать позитивных перемен, Виктор Кондрашов ответил честно:

— В ближайшем будущем нет, не стоит. Наверное, мне сейчас нужно было бы сказать — да, лучше станет, светлое будущее не за горами. Но нет, буду откровенен. Идет строительство мостового перехода. Первая очередь, вторая, теперь третья. Механизм запущен, останавливать его нельзя. Понятно, что в ближайшем будущем все федеральные средства будут направляться на завершение строительства. А пока проблему будем решать точечно, — пообещал мэр. — В качестве идеи не так давно я предложил рассмотреть вариант строительства подземного тоннеля под Иерусалимской горой. Идею тут же подняли на смех. Между тем работа идет, специалисты делают расчеты. Без привлечения бюджетных средств. Что дальше — будет видно.

Построить можно, но не быстро

Еще один вопрос, с которым журналисты обратились к мэру города, касался развития спорта в Иркутске. Напомним, что на данную статью расходов денежные средства из городской казны традиционно отпускались по остаточному принципу. Нынче, в сравнении с цифрами прошлых лет, объем финансирования составил заметно больше обыкновенного — около 15 миллионов рублей.

— Другой вопрос, сможет ли муниципалитет освоить деньги в полном объеме, — озабоченно отметил мэр.

Как оказалось, весомую долю средств город выделил детско-юношеским школам для аренды крытых спортивных площадок, чтобы привлечь к занятиям как можно большее количество детей. Именно по причине нехватки площадей школы вынуждены строго ограничивать число воспитанников. Однако на деле выяснилось, что и арендовать ведомственные спортзалы — задача непростая. Видно, спорт нынче в моде.

— С одной стороны, тенденция, безусловно, положительная — спортивные площадки без дела не простаивают, предложения находят спрос. С другой — проблема налицо: в городе наблюдается острый дефицит закрытых спортивных сооружений.

На вопрос о том, а можно ли таковые построить, мэр ответил: — Построить можно. Но построить быстро нельзя. В целом же да, механизм запущен — городские программы, которые касаются спорта, детских садов, заработали. Пока на уровне проектирования. 2012-й станет годом строительства, 2013-й — годом открытия.

Коммунальные войны

Разговор коснулся и ситуации в сфере услуг на рынке ЖКХ. Напомним, что в ряде районов города баталии между управляющими компаниями не утихают. Новички сражаются за место под солнцем, монстры рынка — Западное, Южное и Северное управления жилищно-коммунальными системами, четверть акций которых принадлежит муниципалитету, — позиций сдавать не спешат. За управление отдельными домами разгораются нешуточные войны. Те 25% акций, которыми владеет город, нередко выступают в качестве ключевого аргумента в борьбе крупных управляющих компаний за симпатии жильцов.

— Я давно предлагаю: давайте продадим эти 25% акций. В случае с акционерным обществом эта доля не значит ничего. Мы не в силах повлиять на принятие кардинальных решений, они не приносят нам ни копейки дохода, они лишь портят нам репутацию.

Комментируя, мэр подчеркнул: в случае споров и разногласий вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов администрация не вправе, решающее слово — за судебными инстанциями. Между тем, по мнению Виктора Кондрашова, рычаги воздействия есть — подключив рыночные механизмы, повлиять на ситуацию можно.

— В частности, выйти на рынок и создать по-настоящему муниципальные управляющие компании, с тем чтобы в условиях здоровой конкуренции бороться за обслуживание жилых домов Иркутска, — поясняет Виктор Кондрашов. — И пусть иркутяне сами выбирают. Я уверен, что в числе горожан обязательно найдутся люди, которые сочтут за лучшее отдать предпочтение именно муниципальным управляющим компаниям.

Газеты, «ЖЖ», «Одноклассники»

Наряду с обсуждением серьезных городских и коммунальных проблем говорили и о делах житейских. Например, из каких источников мэр города черпает информацию о текущих новостях, успевает ли следить за публикациями в прессе. В ответ глава города заверил: успевает. В частности, статьи, в которых авторы выносят на обсуждение актуальные злободневные проблемы города, мимо внимания мэра не проходят. В целом же просторам сети Интернет, где позиции и мнения представлены в ассортименте, глава города отдает явное предпочтение.

— Там можно найти более открытые, непредвзятые высказывания, мнения иной раз абсолютно полярные. Читаешь, делаешь выводы. Впрочем, изучение общественного мнения на форумах и новостных порталах — это отнюдь не все. В плане освоения интернет-пространства и онлайн-общения с рядовыми горожанами мэру Иркутска впору присвоить звание самого открытого чиновника области. Странички Виктора Кондрашова представлены в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Выйти на прямой диалог с главой города можно, зайдя на личный сайт мэра или заглянув в его блог в «Живом журнале», где первое лицо Иркутска любопытно и, кажется, откровенно и начистоту излагает свои впечатления о буднях градоначальника.

Кстати, отвечая на вопрос «Удается ли вам найти время на просмотр личной корреспонденции?», мэр заверил, что все сообщения он просматривает лично. В отдельных случаях за онлайн-общением с рядовыми горожанами следует реальная адресная помощь, а иной раз и служебное расследование. Где, как не в сети Интернет, можно не таясь поведать градоначальнику о бездействии муниципальных служащих, о коррупции в рядах чиновников.

— Горожане пишут, вопросы поднимают разные. Бытовые, жилищные проблемы, просьбы помочь с устройством в детский сад... Там не приняли, здесь за справочку денег попросили... Да, такие обращения есть, и в ответ я начинаю служебное расследование. Мягко, аккуратно... В целом переписка интересна, показательна. Думаю, что года через четыре она могла бы стать отличной основой для мемуаров, для книги...

— Книги «Как я был мэром», — с готовностью подсказали журналисты.

— Да, точно, — улыбнувшись, согласился Кондрашов.

Впрочем, иной раз интернет-переписке иркутяне предпочитают телефонные звонки. Где удается раздобыть рядовым горожанам номер сотового мэра — загадка. И хотя настойчивость порой чрезмерна, а сами обращения не всегда по делу, выхода нет.

— Я понимаю, что раз уж я стою на вершине этой пирамиды, то ко мне в случае неэффективно отлаженной работы и обращаются. Ну а в целом звонки разные. Буквально в минувший четверг в ходе заседания думы телефон разрывается, звонит горожанка: «Во дворе мусор — приезжайте забирайте».

В борьбе с бюрократией

В ходе разговора о грядущих перспективах, о проектах, которые представлены пока лишь на бумаге, беседа не раз сводилась к специфике работы мэрии как структуры управления. В отличие от бизнеса, где принятое вечером решение утром исполняется, действие механизмов власти оперативностью похвастаться не в силах. Регламент, жесткие рамки действующих нормативов, строгая отчетность за каждый рубль. Плюс некоторая закостенелость, присущая чиновнику любого ранга. Словом, человеку из бизнеса работа во власти дается непросто.

— Да. Раньше на административные комиссии мы часто приглашали прессу, сейчас реже... Разбор полетов не для телекамер...

Между тем мэр подчеркивает: да, нормативные базы не изменить, однако добиться более эффективной работы можно. В том числе за счет изменений в структуре администрации.

— Первый шаг уже сделан — мы наделили глав округов большими полномочиями, что в конечном итоге дает возможность ускорить процесс принятия и исполнения решений на 2—3 месяца, — комментирует градоначальник. — И это только начало. Постепенно на смену жестко централизованной структуре придет более оптимальная система управления.

В покое не оставим

Эксперты в сфере градостроительства, коммунально-жилищного хозяйства с единодушием отмечают: в Иркутске сложилась ситуация, при которой и рядовым горожанам, и участникам бизнеса проще и выгоднее нарушить закон и понести наказание (в большинстве своем незначительное, если не сказать номинальное), нежели действовать в рамках действующих норм и правил. Незаконные постройки, несанкционированные свалки... Где выход? По мнению мэра, рычагов воздействия два. Первое — ужесточение ответственности за административные правонарушения, второе — неотвратимость наказания. В качестве наглядного примера мэр города Иркутска привел незаконно возведенный ресторан «Золотая рыбка», который по итогам долгих судебных разбирательств благополучно снесли. — Мы видим аналогичные объекты на улицах Иркутска: 10-этажный многоквартирный дом на улице Пискунова, строение, возводимое под видом частного дома на Волжской. Пусть уйдет год-полтора, но в конечном итоге мы снесем и их. Жить спокойно не дадим.

Загрузка...