Что скрывается под упаковкой

Ситуацию на рынке товаров можно изменить совместными усилиями

Недавно газета «СМ Номер один» начала работу над проектом «Народный контролер». Поводом послужили участившиеся жалобы граждан на некачественный товар, а также случаи нарушения производства и реализации алкогольной и пищевой продукции. С появлением новой рубрики в редакцию стали приходить письма, в которых читатели просят рассказать подробнее о деятельности ОГУП «Центр контроля качества», который является органом добровольной сертификации. Для этого мы встретились с его директором Ингой Колесовой.

Добровольная процедура

— Наше предприятие было создано в мае 2009 года. Цель его — содействие обеспечению населения области качественными и безопасными товарами. Именно тогда назрела ситуация, когда появление центра стало необходимым, — начала беседу Инга Колесова.

— К нам добровольно обращаются желающие подтвердить качество своей продукции и донести эту информацию до потребителей. Покупатель должен знать: если он берет сливочное масло в магазине, то это именно сливочное масло 72-процентной жирности, а не спред — смесь растительных жиров, способных вызвать закупорку сосудов. Именно такой факт подмены масла спредом был нами зафиксирован в ходе одной из проверок. Недавно проходил круглый стол, участники которого спросили меня, зачем нужен Центр контроля качества. В ходе обсуждения стало ясно, что сертификат на обнаруженный нами спред выдал какой-то орган, сотрудникам которого для проверки предъявили сливочное масло. Но после получения сертификата предприниматель, по всей видимости, уже на следующий день принялся экономить в ущерб качеству товара.

— И как можно изменить ситуацию?

— Необходима постоянная проверка и перепроверка продукции. Причем не раз в три года. Мы сотрудничаем с межобластной ветеринарной лабораторией Россельхознадзора, отдаем образцы для исследований. Предприниматели, в качестве продукции которых мы удостоверились, получают право наносить на свои товары знак «Байкальская марка качества». При этом мы перепроверяем качество продукции и ручаемся за него — проводим плановые проверки раз в полгода и внеплановые при поступлении жалобы. То же управление Роспотребнадзора обязано предупреждать о внеплановых проверках за несколько дней, поэтому предприниматели успевают подготовиться к их визиту. Я считаю, что цель будет достигнута при реализации комплекса действий общественности, власти, предпринимателей, бизнеса. Правильно и закономерно введение любого механизма, который позволит защитить потребителя.

Продукты тоже проверят

— Проверенные вами предприниматели получают знак «Байкальская марка качества». Его легко подделать?

— «Байкальская марка» имеет семь степеней защиты. Использованы специальные средства защиты — оптиграммы. У каждой проверенной единицы алкогольной продукции имеется марка с индивидуальным номером. Думаю, у потребителей вскоре появится возможность проверять подлинность марок с помощью специальных линз, которые должны быть в каждом магазине. При покупке пищевой продукции марку можно найти на этикетке.

— Вы раньше проверяли только алкоголь. В связи с чем добавили в список продукты?

— Из предпринимателей, занимающихся алкогольной продукцией, с нами сотрудничают следующие компании: ОАО «Байкалфарм», ООО «Море пива», ООО «Центр», ООО «Юрмико». После проверки заявляемой партии мы выдаем им сертификат и разрешение на право использования знака «Байкальская марка качества». Конечно, хотелось бы, чтобы предприниматели более активно шли на сотрудничество. Думаю, что пришло время показать преимущества своего товара с помощью добровольной сертификации и производителям продуктов. Так, мы уже провели сертификацию продукции СХОАО «Белореченское». Ведем переговоры с ОАО «Байкалфарм», которое с недавнего времени производит майонез. С удовольствием посмотрю, из чего он состоит, и расскажу потребителям.

— А какие еще товары вы планируете сертифицировать?

— Перечень некачественных товаров, с которыми приходится сталкиваться жителям Иркутской области, очень широк. На наш взгляд, пришло время для проверки нефтепродуктов. Намерены мы заострить внимание на ГСМ, машинном масле, одежде, игрушках. В ближайших планах проверка китайских овощей и фруктов, которые совсем скоро активно начнут продаваться на прилавках магазинов.

Кишечная палочка и контрафакт

— Сертификация же не бесплатная процедура?

— Безусловно. Компании, которые желают подтвердить качество продукции и донести информацию до потребителей, несут затраты. Но что может быть ценнее доверия потребителя? Сертифицировать единицу алкогольной продукции стоит 1,60 рубля. Это стоимость услуг полиграфии и лаборатории. Думаю, подорожание бутылки водки на два рубля не остановит гражданина от покупки, причем он будет уверен, что приобретает качественный товар. Средняя цена на сертификацию одного наименования продукта питания 16 000 рублей. Сертификат выдается сроком на три года. Сколько единиц наименования предприниматель выпустит за это время? Так что сертификация совсем незначительно увеличит стоимость единицы пищевой продукции.

— Некоторые читатели интересуются, можно ли доверять вашему центру. Они опасаются, что возможна выдача сертификатов нечестным образом.

— Если покупатели видят на продукте знак «Байкальская марка качества», значит, Центр контроля качества проверил этот товар и несет ответственность за фактическое подтверждение. Я объявляю об этом во всеуслышание. Считаю, что если слово сказано, то за него надо отвечать. Каково мне будет, если вдруг продукцию, проверенную нами, перепроверят и заявят о несоответствии наших результатов с действительностью? Значит, мы полностью уверены в качестве товаров, которые получают сертификаты. Являясь руководителем областного предприятия, выполняющего задачи, поставленные правительством Иркутской области, я понимаю всю свою ответственность, и у меня имеется совесть.

— А как у предпринимателей дела с совестью? Расскажите, какие нарушения наиболее часто встречаются в Иркутске.

— Самые распространенные нарушения, связанные с продуктами питания, — наличие патогенных организмов, нарушение сроков годности и реализации товаров. Меня шокировало, что при проверке салатов, копченой рыбы, полуфабрикатов, приобретенных в супермаркетах, почти во всех образцах была обнаружена кишечная палочка или патогенные микроорганизмы. Похоже, что ни производители, ни супермаркеты не заботятся о своем имидже. В сфере алкогольной продукции — несоответствие крепости напитка заявленному уровню, посторонние включения, фальсификаты, расслаивающееся стекло бутылок. На территории Иркутской области колоссальное количество контрафактной продукции. Недавно сотрудники ОГУП «Центр контроля качества» оказали помощь ОБЭПу. В результате совместных действий было арестовано 284 000 бутылок, имеющих признаки нелегального оборота. То есть марка была легальная, но с каждой бутылки не был заплачен налог. И это только два вагона, принадлежащих одной компании... Мы же, выдавая знак, проверяем и легальность, и качество товара. Центр контроля качества является зарегистрированным пользователем базы данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. И его специалисты имеют возможность сверять информацию, нанесенную на федеральную специальную марку, с базой данных ЕГАИС.

Нагрянут в любой момент

— Вы упомянули ОБЭП. С какими еще структурами сотрудничает центр?

— С ВПП «Единая Россия» в рамках проекта «Народный контроль», где наши цели — защита интересов потребителей — совпадают. С ИРОО «Ассоциация по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса», которая имеет право проводить контрольные закупки и рейды, реагировать на жалобы. Центр контроля качества принимает участие в рейдах. Не так давно поступила жалоба: купили торт, в итоге 8 человек попали в инфекционную больницу, в том числе ребенок. Мы купили шесть образцов, два из них не соответствуют требованиям безопасности. Часто просим помочь сотрудников Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при ГУВД Иркутской области.

— Такие мероприятия как-то влияют на ситуацию, сформировавшуюся на рынке товаров?

— Приведу пример. По дороге домой я постоянно заезжаю в один магазин. И недавно наблюдала такую картину: продавец раскладывает продукцию в холодильник, а заведующая ему говорит: «Обращай внимание на сроки годности, а то могут нагрянуть с проверкой в любой момент». Так что то, чем мы занимаемся, приносит пользу.

— Какие ближайшие планы у Центра контроля качества?

— Мы работаем над сайтом www.baikalmarka.ru, где можно прочитать информацию о результатах проведенных проверок. Кроме того, мы думаем о собственной лаборатории, которая расширит наши возможности.

Сергей Бирюков, системный администратор: — Я теперь покупаю водку Байкалфарма. Уверен, что продукция нормального качества, а не катанка какая-нибудь. Да, и обязательно выбираю бутылку с «Байкальской маркой качества». Вроде ходят разговоры, что из-за сертификации алкоголь может подорожать. Но я готов переплатить несколько рублей и не бояться отравления.

Елена Перевалова, домохозяйка: — На мой взгляд, такие организации, как Центр контроля качества, необходимы. Надоело при покупке продуктов обращать внимание на внешний вид, запах. Чуть ли не на зуб приходится пробовать, чтобы удостовериться в качестве товара. И даже тогда никто не застрахован от обмана. Благодаря регулярным рейдам и освещению результатов в СМИ предприниматели находятся в напряжении и стараются уделить должное внимание качеству производимой и реализуемой продукции.

Газета «СМ Номер один» продолжает работу над проектом «Народный контролер». В рамках этого проекта предполагается, что на страницах газеты будет вестись рассказ о качестве товаров — как от лица специалистов, так и читателей газеты.

Любой человек может отправить письмо или позвонить в редакцию, чтобы высказать свое мнение о качестве товара. Журналисты газеты по сигналам читателей будут готовить соответствующие комментарии, а также добиваться выполнения потребительских законов. (Рубрику ведет Ольга Майорова.)

Метки:
baikalpress_id:  14 795