А цены все растут!

Дефицит топлива спровоцировал небывалый рост цен в Иркутске

Оптовые цены на бензин самой ходовой марки АИ-92 за апрель и май поднялись на 40%. Относительно последнего повышения стоимости бензина АИ-92 и АИ-95, которое было в конце апреля, цены выросли на 4—5%. Такой невероятный скачок цен, по словам коммерческого директора НК «Омни» Дениса Писаревского, в Иркутске наблюдается впервые. По словам экспертов, одна из причин взлетевших цен — дефицит топлива на автозаправках и увеличение налогов и пошлин для нефтяников.

Виноваты, как всегда, американцы

Стоит отметить, что на многих иркутских автозаправках цены на бензин в мае повышались три раза. Как рассказал Денис Писаревский, сегодня на заправках НК «Омни» стоимость бензина АИ-92 составляет 28 рублей 50 копеек, АИ-95 — 29 рублей 80 копеек, АИ-98 — 30 рублей 60 копеек, АИ-80 — 26 рублей за литр. На заправках Крайснефти бензин АИ-92 стоит 27 рублей 80 копеек, АИ-95 — 29 рублей 70 копеек, АИ-80 — 26 рублей за литр.

— Основная причина повышения стоимости бензина — рост цен на нефть во всем мире, — говорит персональный брокер иркутского филиала компании «Брокеркредитсервис» Константин Яникеев. — К примеру, нефть марки «Бренд» с начала года на мировом рынке подорожала на 33%. По словам эксперта, повышение цен на нефть на мировом рынке прежде всего связано с мерами, предпринятыми правительством США для выхода из финансового кризиса, а именно политикой кредитного смягчения для бизнеса и увеличения объемов выпуска денег. Таким образом, любая американская компания теперь может брать почти беспроцентные кредиты в любых объемах для развития бизнеса. Все это привело к появлению так называемого бегства денег в сырье, то есть компании и инвесторы сегодня предпочитают вкладывать деньги не в ценные бумаги или акции крупных компаний, а в самое дорогое сырье — нефть, золото, серебро. Высокий спрос на сырье вызвал и рост цен на него, поэтому сегодня наблюдается скачок цен как на нефть, так и на золото и серебро. При этом нефть дорожает быстрее инфляции и роста потребительских цен.

Дешевле ходить пешком

Впрочем, рост цен на топливо, по мнению экспертов, обусловлен не только мировыми экономическими процессами.

— В Иркутской области, как и в других регионах России, возник дефицит топлива. Из-за этого цены на бензин сразу выросли, — говорит Денис Писаревский. — Одна из причин нехватки топлива связана с остановкой сразу нескольких нефтеперабатывающих заводов в связи с ремонтными работами.

Кроме того, дефицит топлива произошел из-за давления со стороны правительства на нефтяные компании. По словам аналитика финансовой группы «Брокеркредитсервис» Андрея Полищука, политика государства, направленная на снижение цен на нефть, которая по замыслу руководства страны должна была уменьшить стоимость топлива, негативно отразилась на отечественном рынке нефтепродуктов. Он стал нерентабельным для компаний. В связи с этим большой поток высокооктанового топлива был направлен на экспорт, из-за этого в апреле по всей стране возник огромный дефицит бензина.

Впрочем, в стране тут же были предприняты кардинальные меры, чтобы исправить ситуацию. В частности, Федеральная антимонопольная служба по поручению Правительства РФ начала проверку нефтяных компаний в 20 регионах России на предмет выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов. Правительство РФ также увеличило пошлину на экспорт бензина с 1 мая 2011 года на 34%. Сегодня она составляет 408,3 долл./т. Эксперты предполагают, что ее стоимость до конца года может еще значительно вырасти.

Сегодня эксперты предполагают, что если ситуация будет развиваться по тому же сценарию, то до конца года цены на бензин в России вырастут еще как минимум на 10%.

В связи с удорожанием топлива уменьшилось число автомобилистов — прежде всего из числа тех, кто имеет невысокий уровень достатка. Люди говорят, что сегодня дешевле доехать, к примеру, до той же дачи на автобусе или электричке, чем гонять машину и платить за дорогой бензин. На иркутских автомобильных интернет-форумах уже в течение недели обсуждается идея проведения забастовки автомобилистов.

Как снизить цены?

Ангарчанин Александр Очкалов написал письмо губернатору Иркутской области. Александр уверен, что знает, как можно снизить цену на топливо на АЗС. Автор письма двадцать лет проработал на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе, а также более 16 лет в системе АЗС. Александр Очкалов предлагает заменить сложную систему доставки бензина с НПЗ на автозаправки на более простую, что сократит часть транспортных затрат, снизит себестоимость топлива и, соответственно, приведет к уменьшению цен.

В частности, сегодня существует длинная цепочка доставки топлива. Вначале с Ангарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) нефтепродукты направляют в ТСП (товарно-сырьевое производство), где топливо подгоняют под госты, затем по железной дороге в цистернах нефтепродукты направляют по очереди через несколько станций — Обменная, Южная, Горка, Суховская, Иркутск-Сортировочный — и наконец на жилкинскую нефтебазу, откуда и поставляется топливо на автозаправки. Для обеспечения всей этой системы нужны существенные финансовые и человеческие ресурсы, к тому же иногда возникают проблемы из-за нехватки железнодорожных цистерн, которые часто используются для экспорта нефтепродуктов, и по причине различных форс-мажорных обстоятельств за рубежом могут вовремя не прийти в регион.

Александр Очкалов предлагает более простой способ — поставлять топливо с ТСП сразу на автозаправки не железнодорожным путем, а по автомобильной трассе при помощи обычных бензовозов. По его словам, за счет устранения длинной железнодорожной цепочки и затрат на обслуживание железнодорожных составов стоимость бензина может значительно уменьшиться.

Ангарчанин предлагает и другой вариант: оставить железнодорожный путь доставки топлива, но одновременно сделать вариант и с прямой поставкой с ТСП. За счет альтернативного выбора доставки цены на топливо тоже, скорее всего, снизятся.

Со своей стороны региональная власть, а именно правительство Иркутской области, тоже пытается решить эту проблему. По информации пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области, в мае в Приангарье поступят дополнительные объемы нефтепродуктов. На обращение губернатора региона Дмитрия Мезенцева в ОАО «НК Роснефть» с просьбой увеличить поставки бензина основных сортов на рынок Иркутской области компания направила ответ, в котором говорится, что ОАО «НК Роснефть» изыскала возможность дополнительно поставить в регион около 8,5 тыс. тонн бензина для удовлетворения потребностей независимых операторов Приангарья. Как говорится в письме, топливо будет поставлено в ближайшее время.

Метки:
baikalpress_id:  14 743