Битва за баллы

Учителям стали платить больше, но не всем это нравится

Новая система оплаты труда (НСОТ) заменила единую тарифную сетку. Теперь зарплата учителя состоит из базовой части и стимулирующих выплат. Принцип дифференцированной оплаты позволяет поощрять наиболее активных работников. С нововведением зарплата педагогов возросла на 2000—8000 рублей. Однако в целом введение НСОТ вызвало противоречивые мнения. Одним из первых начал эксперимент Братск, где МОУ СОШ № 14 и 31 стали «пилотными». Однако именно в Братске прошли митинги и забастовки бюджетников. Организаторами выступили педагогические профсоюзы города, не принявшие новый метод оплаты. На минувшей неделе корреспондент «СМ Номер один» посетил Братск, чтобы разобраться в ситуации.

Что такое НСОТ?

Представители системы образования, встретившие нас, сразу развеяли миф о недовольных педагогах, объяснив, что митинги профсоюзов поддержали всего четыре школы города, еще не перешедшие на НСОТ. Заместитель начальника департамента образования Светлана Митрофанова сообщила, что всего в Братске 45 школ, из них на НСОТ перешло 50%: 2 школы — с 1 ноября, 3 — с 1 февраля, 18 — с 1 апреля. Оставшиеся внедрят новую методику с 1 сентября 2011 года.

— Такое разделение не случайно, — объяснила заместитель начальника департамента образования по экономике и финансам Татьяна Петухова. — Не во всех школах созданы необходимые критерии для внедрения НСОТ. Например, было неподходящее соотношение преподавателей и технического персонала. Вот мы дали полгода для проведения оптимизации, чтобы к 1 сентября все школы можно было перевести на новую методику расчета. А в школах № 14 и 31 очень активные директоры, коллективы, готовые к изменениям, поэтому мы сделали их «пилотными». Директор МОУ СОШ № 14 Сергей Федоров уверен, что введенная почти 20 лет назад единая тарифная сетка, по которой зарплата рассчитывалась в зависимости от разряда работника, себя изжила. После того как сообщили, что при переводе на НСОТ увеличивается фонд оплаты труда, Сергей Федоров сам попросил сделать его школу «пилотной». С 1 ноября в школе № 14 стимулирующая часть составила 207 000 рублей, это 25% от фонда оплаты труда.

В расчете зарплаты также произошли изменения. Независимо от активности педагога, он гарантировано получает базовую часть, которая, по сути, выплачивается за исполнение учителем должностных обязанностей. Как отмечают педагоги, такая зарплата, даже без стимулирующей добавки, уже больше, чем до введения НСОТ.

Стимулирующая часть зарплаты зависит от активности и качества работы педагогов. Критерии для определения уровня сотрудников разрабатывают администрация школы, руководители методических объединений и профсоюзы. Но во всех школах ценится одно и то же: призовые места в олимпиадах, посещаемость, успеваемость, классные часы, походы с учениками на природу и в театр, факультативы. За все это педагоги получают баллы.

Раз в четверть подводятся итоги: стимулирующая часть делится на общее количество баллов, таким образом вычисляется стоимость одного балла. В полномочия директора входит право лишать стимулирующей доплаты провинившихся сотрудников, в случае если на педагога поступила обоснованная жалоба.

Сколько стоит балл?

Чтобы исключить субъективность оценки, баллы за работу в школе № 14 выставляют около 15 человек — директор, заместители, руководители методобъединений. Сергей Федоров отметил, что результат нововведения не заставил себя ждать: до НСОТ средняя зарплата у учителя была 14 933 рубля, а после — 18 147 рублей.

По словам директора, некоторые педагоги стали получать больше, чем администрация школы, что свидетельствует о качестве их работы. Молодым специалистам НСОТ тоже пришелся по душе: раньше они получали 7000 рублей, сейчас 18000—22000 рублей. Увеличилась зарплата и у техперсонала.

— Мы с нетерпением ждали первую зарплату, и она нас приятно удивила, — вспоминает учитель физики Елена Рудь. — Я теперь получаю на 6000 больше, чем раньше. Моя работа не изменилась, я так же ходила с ребятами в театры, на природу, вела кадетский класс, активно подготавливала учеников к конкурсам. Сейчас за эту работу нам наконец-то стали платить. Хорошо добавили классным руководителям. Правда, из-за этого многие педагоги решили взять себе классы, а позволили это сделать не всем. Одна из наших преподавательниц в прошлом году выпустила класс, а новый ей не дали, и она лишилась дополнительных средств.

Вопросы вызывает и стоимость одного балла. Так, в школе № 14 вскоре после перехода на новую систему началась настоящая гонка, что привело к обесцениванию балла. Потом ситуация выровнялась, в настоящее время стоимость одного балла в учреждении составляет 72 рубля. Шероховатости «пилотной» школы понятны — не у кого было спросить совета. Позже перешедшие на НСОТ школы уже опирались на опыт коллег.

Например, МОУ СОШ № 16 работает по-новому два месяца. Чтобы цена балла не уменьшалась, директор Лидия Афанасьева ввела ограничение — больше 50 баллов набирать нельзя. Кроме того, педагоги должны сами себя оценивать, а потом только совет, опираясь на эти данные, выставляет баллы.

Нехорошие отношения

На вопрос, портит ли гонка за баллами отношения в коллективе, Лидия Афанасьева отвечает отрицательно. Она вспоминает, что когда она только думала, стоит ли переходить на НСОТ, возможные ссоры среди сотрудников не давали ей принять окончательного решения. Но увеличение фонда оплаты труда на 20% перевесило сомнения. Сейчас директор уверяет, что опасения были напрасными: перевод прошел безболезненно и за два месяца отношения в коллективе не изменились. Однако не все согласны с мнением директора.

— Повышению мы рады, у меня зарплата увеличилась на 4000 рублей, но при этом в коллективе складываются нехорошие отношения... Людям свойственно такое качество, как зависть, — считает учитель начальных классов 16-й школы Татьяна Соловьева. — Я общаюсь с коллегами из Самары и Тольятти, где НСОТ действует два года. В тех школах со временем появились любимчики директоров, и их зарплаты отличаются от зарплат остальных. Да и платили больше всего несколько месяцев, потом перестали, объяснив это тем, что в области нет денег на стимулирующую часть. В итоге педагоги получают голый оклад, теперь зарплата у них меньше, чем до внедрения НСОТ. Пока у нас в школе все более-менее хорошо, но время покажет, к чему приведет новая система.

Загрузка...