«Японки» подорожали, фон в норме

Трагедия в Стране восходящего солнца повлекла за собой рост цен на авто. В среднем стоимость японского секонд-хенда выросла на 10—15%

В Приморье опасаются возвращения водоплавающих уток, получивших дозу радиационного облучения в заливе рядом с «Фукусимой», в Москве специалисты зафиксировали в воздухе наличие «японских» радионуклидов. Угрожают ли последствия техногенной катастрофы нашему региону? Не пора ли рядовому населению обзавестись бытовыми дозиметрами? Специалисты говорят: не пора. Причин для паники пока никаких.

«Тайфун» следит за радиацией

Первыми, к кому мы обратились, стали специалисты регионального центра по мониторингу загрязнений окружающей среды.

— Оснований для беспокойства абсолютно никаких, — поспешила успокоить нас начальник центра Галина Кудринская. — На 52 станциях, расположенных на территории Иркутской области, ведется наблюдение за уровнем радиационного фона. Еще 20 станций снимают показатели с атмосферных выпадений. В Иркутске же при помощи специальной установки «Тайфун» мы в круглосуточном режиме следим за показателями радиационного загрязнения, отслеживая наличие продуктов распада, которые могли бы поступить в атмосферу в результате ядерных зарядов или, скажем, техногенных аварий. И пока ни малейших изменений зафиксировано не было. Естественный радиационный фон находится в пределах нормы.

Впрочем, рано или поздно последствия техногенной аварии себя проявят. Так, по крайней мере, считает Леонид Малевич, геофизик-уранщик Сосновгеологии. Другое дело, что повышение радиационного фона, скорее всего, будет крайне незначительным.

— Точно такую же ситуацию мы наблюдали после чернобыльской аварии, в период ядерных испытаний в Китае, США, Семипалатинске, — отмечает специалист.

В целом же к разговорам о вероятных последствиях японской трагедии в масштабах России радиофизик относится с некоторой долей иронии и даже с сожалением. — Дело в том, что гораздо большую опасность для нас представляет уровень естественной природной радиации, который в нашем регионе значительно повышен. И хорошо, если обсуждение мнимых проблем заставит общество заняться реальными.

Для пущего успокоения мы связались и со специалистами-орнитологами. Те нас заверили: Иркутской области радиоактивные утки не грозят. Наши пернатые в заливах у «Фукусимы» не зимуют.

Под шумок взвинтили цены

Единственное, на что повлияла японская трагедия, так это на стоимость авто. Цена бэушных «Тойот» и «Хонд» выросла на авторынке в среднем на 20—30 тысяч рублей. За компанию поднялись в цене и вторичные «японки» с пробегом по России. Отчасти рост стоимости эксперты связывают с сезонным повышением цен (в преддверии лета спрос на стальных коней традиционно возрастает), отчасти с трагическими событиями на японских островах. Причем и сами продавцы иной раз не отрицают: реальных причин для ажиотажа нет. Народ взвинтил цены, пользуясь случаем. Под шумок. В целом на авторынке в Рабочем царит оживление. Спрос растет, цены тоже. И в рядах продавцов, и в рядах автолюбителей вероятные последствия трагедии на «Фукусиме» обсуждаются вовсю.

— А как иначе, это наш хлеб! Если в Приморье цены растут, то и у нас растут. Если Японию трясет, то и нас потряхивает, — смеется хозяйка одного из автосалонов, расположенных поблизости от авторынка. — А вообще ажиотаж среди покупателей неплохой — народ ходит, выбирает, про последствия спрашивает.

— А вы что отвечаете?

— А что я отвечу? «Поживем — увидим!»

В целом же большинство участников автобизнеса настроены, кажется, вполне оптимистично: мол, дефицита не ожидается, Япония — страна передовая.

Единственное, о чем, кажется, всерьез беспокоится и без того небольшая армия перегонщиков, — как бы под шумок во благо отечественного автопрома российские власти и вовсе не запретили ввоз «японок» в Россию.

«Утопленники» были всегда

Впрочем, если продавцы беспокоятся за бизнес, то покупатели — за вероятность отхватить неликвид. Вслед за трагедией в Японии многие эксперты тут же встревожились — теперь шансов на приобретение автомобилей-«утопленников» у российских потребителей намного выше. Плюс опасность нарваться на радиоактивные авто. Участники рынка беспокойств на сей счет, конечно же, не разделяют.

— Да кому это надо?! Мороки больше, — комментируют продавцы. А вот дядя Степа, наш проверенный эксперт, профессиональный перегонщик с 20-летним опытом работы, идеализировать ситуацию не склонен. На авторынке он личность известная и в тонкостях бизнеса разбирается отлично. За плечами дяди Степы свыше тысячи проданных «японок» и десятки тысяч километров по маршруту Иркутск — Владивосток. — «Утопленники» и без того встречались всегда. Мастера свое дело знают — машины вычищают так, что и не заметишь. Тут смотреть надо — знающих людей привлекать, — авторитетно заявляет эксперт.

В целом же, по словам дяди Степы, подобный неликвид встречается нечасто и ожидать потока машин, выловленных из океанской пучины, пожалуй, не стоит. Далеко не каждый «утопленник» подлежит продаже. Овчинка зачастую выделки не стоит.

— Современные авто под завязку напичканы электроникой, которая в случае основательного наводнения ремонту, как правило, не поддается. А вот что касается радиоактивных авто, то тут дядя Степа с коллегами солидарен.

— Вряд ли, рискуя репутацией, Япония будет поставлять на рынок столь сомнительный товар. Тем более что таможню ему не пройти. За радиационным контролем на границе следят теперь тщательно. Примечательно, что буквально вчера в прессе появилось сообщение о задержании на границе первого радиоактивного авто. Фонившая Toyota Vitz прибыла во Владивосток на теплоходе из Японии. Кстати, согласно публикациям в СМИ, в Уссурийске и Владивостоке многие продавцы авто уже обзавелись дозиметрами, дабы наглядно демонстрировать покупателям безопасность своих «японок».

Метки:
baikalpress_id:  24 049