Прислушаться к Сибири

В Иркутске прошло заседание координационного совета по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

Реформа местного самоуправления, проще говоря — разделение регионов на муниципалитеты, городские округа, городские и сельские поселения, до сих пор является одной из самых обсуждаемых тем у представителей разных уровней власти. Несмотря на то что со вступления в силу Федерального закона № 131 прошло уже семь лет, критические замечания в его адрес не затихают. Каждое изучение реформирования, каждое обсуждение вскрывают все новые и новые проблемы, как правило связанные с пробелами или с несовершенством законодательства. Впрочем, есть и несомненные плюсы реформы, которые и стали стимулами для ее развития. Об этом шла речь на координационном совете по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», который прошел в Иркутске.

Программный подход

В Иркутск для участия в расширенном заседании МАСС прибыло более 100 представителей муниципальных, региональных, федеральных органов власти. В нем также приняли участие губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, спикер Законодательного собрания Людмила Берлина, мэр Иркутска Виктор Кондрашов. В начале совещания всех собравшихся поприветствовал глава региона Дмитрий Мезенцев:

— В этом зале находятся профессиональные и авторитетные люди, на плечах которых прошло становление 131-го Федерального закона. Много скептических мнений относительно этого закона, но большинство критиков сходятся во мнении, что закон позволяет любой поселок, любой город сделать более надежным домом для сотен людей.

В своем докладе губернатор региона подробно остановился на самых актуальных проблемах муниципалитетов. Говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве, сообщил, что для уменьшения расходов на ЖКХ, которые в последнее время стали очень высокими, выбрано 16 опорных территорий, где ведется реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Выступившая следом спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина рассказала о проблемах и перспективах развития системы органов местного самоуправления в регионе:

— Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что система муниципального образования состоялась. У нас принято 10 законов, которые обеспечивают государственными полномочиями органы местного самоуправления. Населению должны быть созданы все условия для нормальной жизни, а для этого жители муниципалитетов должны участвовать в управлении своим домом, своим поселком. Курс на демократизацию невозможен без системы местного самоуправления. Спикер регионального парламента также предложила разработать целевую программу развития органов местного самоуправления. По ее мнению, этот документ позволит более планомерно и комплексно решать проблемы муниципалитетов.

Электронные торги провалились?

Самой обсуждаемой темой совещания стала вызывающая множество нареканий система госзаказа, в том числе электронные торги. Многие из участников заседания выступали с жесткой критикой электронных торгов и в целом системы аукционов. Так, мэр города Иркутска Виктор Кондрашов привел массу негативных примеров проведения торгов, связанных с несовершенством законодательства. Например, при проведении строительных, дорожных работ согласно условиям торгов заказ отдается тому участнику, который предлагает самые низкие цены за свои услуги. Но за дешевизной зачастую стоит низкое качество работы, а значит, выброшенные на ветер бюджетные деньги. Все подрядные работы — строительные, ремонтные — органы местного самоуправления должны размещать только на аукционе, но согласно законодательству к его участникам запрещено устанавливать критерии по опыту и качеству работ, в расчет берется только предлагаемая цена. Иркутяне не раз были свидетелями того, когда идет строительство или перекладка только что построенных подземных переходов, дорог, детских площадок. С иркутским мэром согласен и вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко:

— К бюджету сейчас присасываются огромное количество недобросовестных предпринимателей, которые, пользуясь несовершенным законодательством о конкурсах, на этом зарабатывают и откровенно смеются над гражданами страны. Вот конкретный пример, с которым мы сталкиваемся: по конкурсу победил недобросовестный поставщик — например, питания в школу. По закону мы должны пройти всю процедуру, расторжение контракта. Он еще будет писать апелляции и т. д. Это длинная история. А что будут в это время есть дети, если он поставляет прокисшее молоко? Причем, пока идет разбирательство, мы с ним сделать ничего не можем. И с другим поставщиком мы не можем установить отношений, пока с прежним не расторгнут контракт.

По словам Алексея Клешко, в настоящее время развернулась большая полемика между ФАС и Минэконразвития, но «фактически она идет за право контролировать это пространство, а не за реальные улучшения ситуации в сфере торгов».

Немало нареканий вызывают и электронные торги. Мэр Иркутска Владимир Кондрашов назвал массу недостатков этой системы: из-за нехватки качественного программного обеспечения время проведения торгов увеличивается в несколько раз, что значительно снижает число представленных заявок и в целом негативно сказывается на проведении аукционов. К тому же, по мнению представителей агентства госзаказа, использование единого федерального сайта регионами приводит к зависанию или отключению ресурса на долгое время. Большинство участников сошлись во мнении: система электронных торгов в России попросту провалилась.

— Всем ясно, что существующая система электронных торгов себя изжила, даже не родившись. Если так будет продолжаться и дальше, у нас просто продолжится кризис, — считает Владимир Волчек, председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области.

В итоге участники совещания предложили ряд кардинальных мер по изменению системы госзаказа. В частности, Виктор Кондрашов рекомендовал разработать закон о демпинге, с установлением границ для поставщиков товаров и услуг по государственном заказу. В этом документе, по словам градоначальника, необходимо установить границу минимального снижения цен и ответственность за нарушение закона. Руководитель Агентства по государственному заказу Иркутской области Сергей Дубровин внес свои предложения: разработать на федеральном уровне стандарты услуг и товаров, критерии предлагаемой продукции и услуг, упростить процедуру расторжения контрактов с недобросовестными поставщиками. Члены МАСС также обсудили другие насущные вопросы — о поддержке малого и среднего бизнеса, реформировании бюджетных организаций и переводе их на автономные учреждения и т. д., отметив, что все эти вопросы более эффективно решать в рамках «Сибирского соглашения».

— Если нам постепенно удастся вернуть «Сибирскому соглашению» авторитет в стране, если мы заставим федеральные ведомства прислушиваться — изменится и вся ситуация в целом. Сегодня мы должны честно признать: внимание к местному самоуправлению со стороны федеральных чиновников недостаточно. И здесь нужно, чтобы региональные власти активно защищали местное самоуправление. Ведь это означает защищать своих граждан, — высказал консолидированное мнение участников совещания вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко.

Метки:
baikalpress_id:  14 487