Как уберечь авто от угона

С начала года в областном центре растет количество краж автотранспорта

В застойные советские времена, чтобы уберечь машину от угона, водители снимали на ночь аккумуляторы, «забывали» на задней полке салона милицейские фуражки и полосатые жезлы. Позже на смену дедовским методам пришли современные противоугонные системы. Вот только количество краж меньше не стало. Технический прогресс идет в ногу со временем, не отстают от него и представители преступного бизнеса. На каждую новую противоугонку находится своя «антипротивоугонка». Сотрудники правоохранительных органов резюмируют: ни одна из охранных систем не дает сегодня стопроцентной защиты. И все же как свести вероятность кражи автотранспорта к минимуму и не попасть на удочку предприимчивых мошенников? С этим вопросом мы обратились к сотрудникам отдела внутренних дел по Октябрьскому району города Иркутска.

В зоне риска: стоянки у кинотеатров и торговых центров

В части угонов автотранспорта в городе Иркутске традиционно лидирует Октябрьский район. Печальное первенство объясняется легко: наряду со спальными кварталами здесь расположено большое количество торговых центров, офисных зданий, увеселительных заведений. Только за прошлый год в Октябрьском районе города было угнано 163 автомобиля. Данные за первый месяц 2011 года достоверно свидетельствуют: тенденция неутешительная. За январь в Октябрьском районе города было уже похищено 14 единиц автотранспорта.

По статистике, чаще всего злоумышленники посягают на автомобили японского производства средней ценовой категории. В числе лидеров печального «хит-парада», такие марки автомобилей, как Toyota Ipsum, Toyota Harrier, Honda Odyssey. В целом же ситуация типична: в вечернее и ночное время автомобили угоняют со дворов, в дневное — с неохраняемых стоянок у бизнес-центров, магазинов. Например, в Октябрьском районе города в списке излюбленных мест воровского автопромысла числятся парковка у торгового центра «Новый рынок» и неохраняемая стоянка возле кинотеатра «Баргузин».

— Совет один: сохраняйте бдительность, не пренебрегайте элементарными правилами безопасности, — рекомендует начальник отдела милиции № 7 УВД по городу Иркутску Андрей Жбанов. — Прежде чем отправиться по делам, удостоверьтесь в том, что машина поставлена на сигнализацию. Оставляя автомобиль на длительное время, отдавайте предпочтение охраняемым стоянкам или парковочным местам, расположенным в зоне обзора видеокамер.

Скупой платит дважды

Статистика краж автотранспорта служит излишним подтверждением этой известной народной мудрости. Нежелание раскошеливаться на аренду гаража или парковочного места на охраняемой стоянке зачастую оборачивается потерей автотранспорта. Оставляя машину под окнами квартиры, ее владелец рискует рано или поздно попасть под внимание автоугонщиков.

Причем пренебрегать мерами безопасностями не стоит даже владельцам затрапезных «Жигулей» или скромных машинок «Ока». По словам сотрудников правоохранительных органов, очень часто на отечественный автотранспорт со стажем зарится дворовая шпана, подвыпившие подростки. Цель, как правило, одна: прокатиться с ветерком.

— Вот одно из типичных происшествий: в январе с преддомовой территории одного из общежитий по улице Пограничной был угнан автомобиль отечественного производства, — рассказывает Андрей Жбанов. — Как выяснилось позже, ребята выпили, решили прокатиться. Осуществив задуманное, бросили машину. В скором времени хулиганы-автолюбители предстанут перед судом.

Какие они, современные «конокрады»?

В общей массе хищений авто угоны машин из хулиганских побуждений занимают незначительную долю. В большинстве своем на кражах автотранспорта специализируются организованные преступные группы. Действуют не в одиночку. Так, если кража совершается средь бела дня, один преступник следит за автовладельцем (например, ходит вслед за ним по торговому центру), другой в это время вскрывает авто. На дело идут подготовленными.

Прежде чем приступить к задуманному, преступники, как правило, не день и не два наблюдают за потенциальной жертвой: изучают распорядок дня, привычки, собирают информацию об установленных на авто противоугонных устройствах, подбирают варианты их деблокирования. А значит, если чувствуете, что к вашей персоне проявляют повышенный интерес, значит, стоит прибегнуть к дополнительным средствам защиты. При этом оперативники отмечают: современные «конокрады» выглядят вполне прилично. Вопреки бытующим стереотипам, это не мрачные субъекты в черных трикотажных шапочках и взглядом исподлобья, а хорошо одетые, приличные с виду люди.

Сигнализации, GPS-системы, страховки

Сотрудники правоохранительных органов подчеркивают: ни одна противоугонная система не дает стопроцентной защиты от угона. Преступный мир идет в ногу с техническим прогрессом, в арсенале средств борьбы с современными охранными системами злоумышленники давно уж применяют не только отмычки, но и всяческие сканеры, код-грабберы и прочие устройства, предназначенные для электронного взлома автосигнализаций. В большинстве своем их принцип действия схож: в момент «общения» автовладельца с машиной прибор ловит и считывает код, который применяется впоследствии для угона авто.

— Стоит подчеркнуть, что в подобных случаях применение автосигнализаций с подключением центрального замка, а также использование функций автопрогрева в значительной мере облегчает задачу преступников, — отмечает оперативник ОМ-7 по расследованию преступлений в Октябрьском районе. — А значит, лучше отдавать предпочтение не одной охранной системе, а нескольким. То есть прибегнуть к комплексу противоугонных средств. Например, наряду с рядовыми сигнализациями использовать механические блокираторы.

Не стоит пренебрегать и так называемыми иммобилайзерами, то есть заводскими противоугонными системами. В основе основ лежит простое правило: чем больше препятствий вы возведете на пути преступника, тем лучше. По статистике, если в первые десять минут угнать автомобиль не получается, злоумышленник уходит ни с чем.

Еще один хороший вариант защиты — применение спутниковых противоугонных систем, которые в значительной мере снижают вероятность потери автомобиля. Их главный плюс — возможность проследить движение машины после угона, и самое главное — дистанционно заглушить двигатель. Главный минус — достаточно высокая стоимость. В среднем подключение к системе стоит в Иркутске порядка 25 000 рублей. И напоследок еще об одном варианте защиты: страхование, которое в случае кражи автотранспорта гарантирует владельцу полное возмещение стоимости машины. От как такового угона это не защитит, зато сбережет нервы, а в случае чего избавит от материальных потерь. Единственное «но»: данный вид страхования имеет четкие ограничения. Владельцы раритетных машин воспользоваться им не могут.

Угоняют, чтобы вернуть

По оценке сотрудников правоохранительных органов, из общего количества угнанных в Иркутской области автомобилей примерно 20% похищается с целью разбора на запчасти, столько же — для транспортировки в другие регионы и дальнейшей продажи. Последнее касается дорогих автомобилей, которые угоняют, как правило, под заказ. Остальные 60% автомобилей преступники похищают с целью последующего выкупа.

Схема проста: злоумышленники угоняют автомобиль, выходят на связь с владельцем машины и предлагают оказать помощь в возврате автотранспорта. Стандартная такса: две трети от стоимости стального коня. Зачастую в стремлении свисти убытки к минимуму автовладельцы идут на сделку с угонщиками.

— Печально, но факт: следуя наставлениям преступников, чаще всего собственники авто к помощи милиции в таких случаях не прибегают, — отмечает начальник отдела внутренних дел по Октябрьскому району города Иркутска Андрей Жбанов. — Чаще всего мы узнаем о возврате автомобиля постфактум. Понятно, что такое положение дел в существенной мере осложняет ход расследования.

Спрос рождает предложения

Между тем один из главных постулатов рыночной экономики гласит: есть спрос — будут предложения. Отсюда замкнутый круг: одни выкупают — другие угоняют. Примечательно, что в западных регионах страны количество краж автомобилей с целью дальнейшего выкупа давно пошло на спад. Причина тому — популярность страховок КАСКО, которые фактически избавляют водителей от любых материальных неприятностей. Понятно, что, будучи уверенным в стопроцентном возмещении убытков, никакой автовладелец на сделку с преступниками не пойдет.

— Если бы подавляющая часть владельцев страховали свои автомашины на полное возмещение стоимости в случае хищения, такая сфера преступной деятельности, как угон авто с целью выкупа, попросту канула бы в Лету. Нет спроса, не будет и предложений.

Угонщики и лжеугонщики

Отдельной строкой отметим: вступая в переговоры со злоумышленниками, нельзя исключать и вероятности банального шарлатанства. Нередко вместо настоящих угонщиков на связь с потерпевшим выходят рядовые мошенники. В итоге человек перечисляет деньги, а угнанный автомобиль так таковым и остается.

— В конечном итоге наша главная задача — защита интересов населения. Поэтому единственное, что можно посоветовать в таком случае — постараться максимально обезопасить себя от происков лжеугонщиков, — советует оперативник. — Спросите, что лежит в бардачке или под сиденьями автомобиля, где какая царапина, трещина, вмятина. Чем больше информации вам предоставят — тем меньше шансов столкнуться с мошенниками.

И все-таки в тех случаях, когда злоумышленники выходят на связь и предлагают выкупить собственную машину, сотрудники милиции настоятельно советуют обращаться за помощью к правоохранительным органам.

— Это поможет не только найти авто, но и привлечь преступников к уголовной ответственности, — подчеркивает Андрей Жбанов.

Нетривиальные средства защиты

— Дедушкины методы: «забытые» на задней полке полосатый жезл или милицейская фуражка (кому охота связываться с представителем закона?), установка пробки в выхлопной трубе, снятие с автомобиля аккумулятора, провода от катушки зажигания или любой другой жизненно важной запчастей.

— Аэрография: на сто процентов от угона не защитит, однако в значительной мере снизит вероятность кражи авто.

При содействии пресс-службы УВД по городу Иркутску

Метки:
baikalpress_id:  14 352