Мэр или сити-менеджер?

Муниципальные преобразования обсудили члены общественного совета при Заксобрании области

Первое в этом году заседание общественного совета при Заксобрании Иркутской области выдалось насыщенным. На повестку перед представителями общественных организаций и парламентария были вынесены вопросы непростые, наболевшие. Например, стоит ли отдавать муниципальное имущество в руки частных собственников, не пора ли объединить районы и муниципальные районные центры единой администрацией. Мнения, как водится, разделились.

Поселения есть, жителей нет

Первым делом общественный совет при Заксобрании Иркутской области обсудил промежуточные итоги и проблемы реализации муниципальной реформы в регионе. Без коллизий и неувязок, как оказалось, не обходится. Об одной из них в ходе своего доклада рассказал Борис Алексеев, депутат Заксобрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. Оказывается, в числе муниципальных образований области, коих насчитывается свыше четырехсот, есть и нежилые. Этакие муниципалитеты-призраки, где по месту жительства не зарегистрировано сегодня ни одного человека.

— Это позволяет ставить вопрос о целесообразности их существования, — отмечает Борис Алексеев. — Однако согласно федеральному закону решение об упразднении поселения принимается на основе мнения граждан, которые в нем проживают. Как упразднять муниципальные образования, в которых не живет ни один гражданин, закон не поясняет.

Советской власти и не снилось

Еще один вопрос, который с пристрастием был обсужден членами общественного совета, — стоит ли муниципальное имущество передавать в руки частников. Инициатором обсуждения данной темы выступила Людмила Берлина.

— По закону муниципалитеты не должны иметь в собственности имущества, которое не работает на обеспечение местных нужд. Либо собственность должна быть приватизирована, либо перепрофилирована, — напомнила спикер Заксобрания Иркутской области.

Напомним, что строчка об этом значится в законе уже несколько лет, однако пока с реализацией данной нормы не спешили. В числе ее главных задач — создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, пополнение бюджета за счет налоговых отчислений.

— Практика показывает, что государство, муниципалитет далеко не всегда являются эффективными собственниками, — отметила Людмила Берлина. — Например, в советское время в общественном питании и торговле было далеко не все хорошо.

В ответ депутат Заксобрания области Антон Романов призвал руководствоваться в решении данного вопроса принципом взвешенного консерватизма.

— Советской власти и не снилось того злоупотребления и тех нарушений, которые творятся сегодня в данных сферах деятельности. Начиная от контроля качества продуктов питания и заканчивая схемами ухода от налогов. Никакого частника мы не заставим оказывать транспортные услуги в те отдаленные районы, где это невыгодно. Никакого частника мы не заставим оказывать социально значимые услуги — например, услуги бань. Солидарность с мнением депутата выразила Нина Суворова, председатель Российского союза сельских женщин.

— Я бы призвала к одному: не надо рубить с плеча. Не все хорошо, что считается правильным, — заметил член общественного совета.

Что за слово такое?

Не меньшие дебаты разгорелись и по поводу наиболее оптимальной структуры формирования органов исполнительной власти. Кто должен стоять во главе: сити-менеджер, как в Усолье и Ангарском районе, или избранный мэр? Большинство присутствовавших отдали приоритет последнему.

— Во-первых, что это за слово такое — «сити-менеджер»? Мы же в России живем. Что у нас, слов не хватает назвать по-человечески? — мягко укорил Валерий Игнатов, председатель областного совета ветеранов. — А во-вторых, я считаю, это неправильно. Люди голосуют за конкретного человека, они считают, что он будет управлять городом, районом. А потом приходит какой-то сити-менеджер, которого никто не избирал. Что это такое?

— Сложно сказать, какая модель управления лучше, — дипломатично заметил Андрей Ефимов, вице-президент Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей». — Главное, хотелось бы, чтобы или та, или другая схема была прозрачной и подконтрольной.

Пилотный проект

В рамках рассмотрения промежуточных итогов муниципальной реформы предметом обсуждения стал и еще один наболевший вопрос: не пора ли объединить муниципальные районы и их центры единой администрацией? Горячо поддержал такую позицию член общественного совета Валерий Игнатов.

— Мы создали такое громадное количество муниципальных образований с таким большим количеством людей, которые там работают. А лучше-то не стало. В районном центре сидят и мэр района, и мэр районного центра. Люди конфликтуют, разбираются, кто из них главнее. Я считаю, объединять администрации нужно.

Отметим, что конфликты между главами районов и районных центров, заложниками которых зачастую становятся сами жители, явление едва ли не повсеместное. Эффективному муниципальному управлению данный факт отнюдь не способствует.

— Нельзя, конечно, подходить ко всем муниципалитетам с одинаковым клише, но в случае систематических проблем стоит подумать над тем, чтобы город и район имели одного мэра. Такую возможность нам дает федеральное законодательство, — отметила Людмила Берлина.

По итогам обсуждений общественный совет пришел к выводу, что создание единой администрации стоит сначала опробовать на пилоте. В качестве экспериментальной территории были предложены Киренск и Киренский район. Соответствующее обращение будет направлено к губернатору Дмитрию Мезенцеву в ближайшее время.

Как отметила в заключение Людмила Берлина, все суждения и рекомендации будут донесены до депутатов и администраций муниципальных образований и обязательно будут учтены при дальнейшей реализации муниципальной реформы.

Метки:
baikalpress_id:  23 987