Школу реформируют

Проекты школьной реформы вызвали по всей России горячие споры и социальные протесты

Вокруг грядущей школьной реформы в последнее время разгорелись нешуточные страсти. Проект нового федерального закона об образовании и разрабатываемый государственный стандарт для старшей школы многие учителя, родители, общественные деятели подвергли критике. В «Живом журнале» и на других сетевых ресурсах опубликовано открытое письмо в адрес президента, премьер-министра, председателя Госдумы и министра образования РФ с просьбой не принимать новый стандарт для 10—11-х классов. Под ним подписалось около 14 тыс. человек — журналисты, педагоги, филологи, деятели науки и культуры.

Премьер попросил не спешить

Какие же нововведения предлагают реформаторы школьного образования? Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, который пока еще не вступил в силу и находится в стадии доработки, ученики старших классов будут изучать лишь четыре обязательных предмета: физкультуру, ОБЖ, «Россию в мире», а также такой предмет, как «Подготовка индивидуального проекта». Все остальные предметы — русский язык, литературу, математику, алгебру, геометрию, информатику, историю, физику, химию, биологию и географию — планируется включить в разряд дисциплин на выбор. Проще говоря, они становятся необязательными.

Разработчики стандартов предлагают выбрать школьникам по одному или два предмета из шести образовательных областей. Однако выбрать русский язык и литературу и при этом еще алгебру и геометрию (не говоря уже об и информатике) невозможно.

По информации Министерства образования и науки РФ, стандарты школьного образования будут вводиться в действие поэтапно, по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации. Стандарт для старшей школы станет обязательным не ранее 2020 года. Эти новшества вызвали бурную полемику среди учителей, большинство из которых выступили против нововведений. Даже председатель правительства России Владимир Путин на встрече с разработчиками стандартов предложил не спешить с изменением системы школьного образования, отметив, что главное здесь — не навредить российской школе, и если внедрять какие-либо изменения, то делать это продуманно.

Есть ли плюсы?

Впрочем, некоторые учителя видят положительные тенденции в новом стандарте. Говорят, что объем школьного курса среднего образования сегодня настолько велик, что дети зачастую физически не могут освоить его. Поэтому и предлагается несколько сократить программу для старшеклассников.

— Я, как преподаватель истории, могу сказать, что сегодня в одном параграфе учебника может быть до 20 дат и 20 имен, которые ребенку крайне сложно запомнить. К тому же многие полученные школьниками знания не находят применения в дальнейшей жизни. А новый стандарт для старшеклассников как раз направлен на получение практических навыков. В частности, школьникам предлагается самим разрабатывать индивидуальные проекты, учитывая свои способности и, возможно, выбранную профессию, — говорит Александр Бердников, заместитель директора по научно-методической работе ангарской гимназии № 1. Что касается включения физкультуры в разряд обязательных дисциплин, то тут мнения учителей разделились. Одни видят в этом большой плюс, другие выступают против нововведения.

— С одной стороны, хорошо, что физическая культура внесена в разряд обязательных. В нашем сложном мире, если ребенок физически слаб или болен, никакой интеллектуальный багаж не поможет ему справиться с непредвиденной экстремальной ситуацией. С другой стороны, как быть детям с ограниченными возможностями, которые обучаются в обычных школах? Они не смогут посещать физкультуру и тем более сдать выпускной экзамен по этому предмету. А ведь обучение в обычной школе, а не в специализированной, — это социальная реабилитация для таких детей, — рассуждает Ирина Пащенко, учитель высшей категории, преподаватель физики в иркутской школе № 30.

Платить не готовы

Бурная дискуссия идет в Сети и на страницах прессы по поводу разделения образования на платное и бесплатное. Согласно предлагаемым изменениям законодательства, все учреждения планируют разделить на казенные, бюджетные и автономные.

Под определением «казенные» понимаются детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы. Для них будет самое полное финансирование.

Бюджетным организациям деньги будут выделять в виде субсидий. Эти школы смогут предлагать услуги платных кружков и дополнительных занятий. В закон вводится такое понятие, как автономные организации. Этот статус получат самые сильные, конкурентоспособные школы, которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат привлекать инвестиции, а часть уроков сделать платными.

Вот эта норма и вызвала наибольшую полемику, особенно в среде родителей. Тем более что изначально предлагалось сделать бесплатными обязательные предметы, а остальные — за определенную плату. Однако сегодня законодатели, отвечая на многочисленные вопросы журналистов и общественности, заверяют, что все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, останутся бесплатными. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом.

— Все, что необходимо изучить согласно государственным стандартам, останется бесплатным, — говорит председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Ирина Синцова. — Кроме того, мы должны помнить, что по Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение качественного дошкольного, начального и среднего образования.

Однако сегодня пока сложно говорить, какой конкретно минимум будет бесплатным и за что родителям придется платить.

— Наш народ психологически не готов перейти на платное школьное образование, потому что обучение в государственных школах всегда было бесплатным, — говорит Александр Бердников, заместитель директора по научно-методической работе ангарской гимназии № 1.

По мнению депутата Ирины Синцовой, социальное напряжение вокруг школьного реформирования возникло из-за недостатка информированности населения о нововведениях. Все это породило массу различных интерпретаций и слухов и посеяло панику, особенно в среде родителей.

— Все реформы, которые кардинально меняют нашу жизнь, должны сопровождаться большой информационной, разъяснительной работой, — отметила Ирина Синцова.

Метки:
baikalpress_id:  23 962