Первые шедевры

Осваиваем различные техники рисования вместе с малышом

Благодаря участию родителей рисование может стать для ребенка не только творческим, но и увлекательным познавательным процессом. Психологи рекомендуют делать первые шаги в живописи в районе двух лет, в этом возрасте ребенок уже уверенно держит в руках мелкие предметы. Кисточка, карандаш, фломастер — совсем не обязательно ограничиваться только ими, можно взять на вооружение самые различные техники, которые позволяют получить удивительные эффекты, привить ребенку чувство вкуса, умение наблюдать, анализировать и получить полезные художественные навыки.

Первый инструмент — собственные пальцы

— У детей, рано научившихся рисовать, отсутствует боязнь белого листа, — говорит психолог Надежда Сокольникова, — они никогда не будут бояться этого вида деятельности. Помимо прочего, в процессе рисования происходит общение со взрослым, развивается речь. Рисунок — это зеркало, которое показывает уровень развития малыша, он часто используется в психологии, чтобы понять, что у ребенка на душе. Особенно следует обратить внимание на то, какие цвета выбирает ребенок.

Например, преобладание черного и серого цветов может говорить о пугливости, застенчивости и скрытых страхах. Оранжевый и красный цвета рассказывают нам о чувствительности и потребности ребенка в душевной теплоте. Дети, испытывающие потребность в безопасности, защищенности, чаще всего используют зеленый цвет. Но стоит бить тревогу только в том случае, если большая часть рисунка окрашена в «тревожный» цвет. Ведь, замечая существующее в реальности, ребенок рисует оранжевое солнце и черный ствол дерева.

Этот способ рисования лучше использовать с самыми маленькими. В магазинах сейчас даже продается специальная краска для пальчикового рисования. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге.

Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной-единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или создавать интересные сюжетные картины.

Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожиком, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы можно нарисовать целую семью осьминожиков разного размера. И посадить их на морское дно с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца и провести волнистые линии в нужном направлении. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками — из них можно напечатать целый луг! А можно ограничиться крыльями красивой птицы.

Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики. Иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо еще смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Отталкиваемся от кляксы

Метод кляксографии заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Вам понадобятся гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребснка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор.

«На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Точечный рисунок

Рисование точками вполне может захватить ребенка своей необычностью. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей — цветочек и ягодок.

Поролоновые чудеса

С этой техникой будет интересно и легко работать как самым маленьким, так и ребятам постарше. Из кусочков поролона можно сделать самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

След, оставляемый такой «кисточкой», может имитировать шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать.

Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

«Фигурная» фигурка

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов, одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5—5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона.

Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков это силуэты машин и самолетов, для девочек животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.

Мокрая бумага

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если бумага будет излишне мокрой, рисунка может не получиться.

Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. В этой технике очень хорошо рисовать облачное небо — сначала покройте мокрую бумагу голубой акварелью, потом попросите ребенка промокнуть в нескольких местах мокрой ватой, на этих местах останутся округлые белые следы.

Соленые рисунки

А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!

Метки:
baikalpress_id:  23 941