Под пресс!

Раритетные машины, отданные на утилизацию, перерабатываются в рыболовные снасти, тротуарную плитку и метелки

Госпрограмма по утилизации авто заработала в Иркутской области в мае прошлого года. Вопреки прогнозам скептиков спецпредложение обменять авторухлядь на скидку в 50 тысяч рублей для приобретения новой машины все же нашло почитателей и в нашем регионе. В общей сложности за 7 месяцев реализации программы на утилизацию отправилось 785 машин. Впрочем, по оценке экспертов, цифра могла бы быть и выше, если бы в регионе работало больше пунктов утилизации авто. Понятно, что перегон транспорта из отдаленных уголков области в Ангарск или Иркутск влетает автовладельцам в копеечку. Для жителей Братска или, скажем, Усть-Илимска игра не стоит свеч, по крайней мере в том случае, если машина не на колесах. На днях губернатор региона Дмитрий Мезенцев в ходе визита на один из пунктов утилизации автомобилей официально заверил: в скором времени предприятий по переработке авто в области станет больше.

Два пункта на всю область

Сегодня в Иркутской области работает два пункта по утилизации старых машин. Первый — на базе ангарской исправительной колонии № 15 ГУФСИН, второй — в областном центре, в микрорайоне Ново-Ленино. В минувший понедельник иркутский пункт по переработке автомобилей посетил глава региона Дмитрий Мезенцев.

У въезда на территорию предприятия, где авторухлядь находит свое последнее пристанище, висит баннер со смайликом и большой метлой. Как оказалось позже, между отслужившими свой век автомобилями и незаменимым предметом хозяйственного обихода связь что ни на есть самая прямая. Метла — один из конечных видов продукции, выпускаемой из материалов, полученных при утилизации авто.

800 авто за 7 месяцев

Напомним, что в регионе первый пункт по переработке автомобилей в рамках спецпредложения от государства начал свою работу на базе ангарской колонии № 15 весной прошлого года. Старт реализации программы в регионе дала ржавая «копейка» 75-го года выпуска, которая заехала в цех по переработке еще в двадцатых числах мая. Сегодня количество авто, утилизированных на базе колонии № 15, перевалило рубеж в пятьсот единиц. Процесс отлажен от и до. Кузова автомобилей газосваркой режут на куски, прессуют в емкие кубы и сдают в металлоприемник. Шины крошат и применяют для изготовления «лежачих полицейских» и тротуарной плитки, которые тоже производятся на базе колонии.

Иркутское предприятие ООО «Метэко», расположенное в микрорайоне Ново-Ленино, вошло в список официальных утилизаторов сравнительно недавно, в октябре минувшего года. Его принципиальное отличие — возможность переработки аккумуляторных батарей, подкрепленная лицензией. Отсюда и своя — авторская — линия продукции: дробь, картечь, рыболовные снасти и прочие товары народного потребления. В общей сложности с начала реализации программы два пункта утилизации авто отправили под пресс около восьмисот единиц автотранспорта.

Сельские жители и заядлые дачники

Экскурсия по предприятию началась с цеха по приему и разборке старых авто, где машины проходят первую стадию утилизации: из автомобиля сливают жидкости, снимают аккумулятор, шины, навесное оборудование. — Черный металл — в одну сторону, цветной — в другую, — поясняет инженер Сергей Поташенко.

В подтверждение своих слов сотрудник предприятия демонстрирует отдельно сложенные радиаторы и прочие запчасти. Наглядным примером пустого, едва ли не до винтика разобранного авто стал ржавый зеленый жигуленок. На глазах у губернатора и представителей прессы с бедного распотрошенного авто сняли последнее — массивный, отслуживший свой век двигатель.

— Запчасти и прочие составляющие сортируются и в зависимости от вида материала идут на ту или иную переработку, — поясняет инженер. В общей сложности с октября на данном предприятии было утилизировано почти 200 автомобилей. Были среди них и настоящие раритеты — например, ГАЗ-63 1961-го года выпуска.

Со слов сотрудников предприятия, среднестатистический автолюбитель, отдающий свою колымагу под пресс, — это мужчина среднего или старшего возраста из числа сельских жителей или заядлых дачников. Чаще всего, как говорят рабочие, народ отдает на утилизацию свои старые авто в стремлении приобрести новую машину для хозяйственно-бытовых нужд. Этакую рабочую лошадку.

Стекла — единственное, что не подлежит переработке

В следующем цехе правительственную делегацию во главе с губернатором Дмитрием Мезенцевым познакомили с процессом переработки автомобильных аккумуляторов. Специфика процесса утилизации отходов второго класса опасности — в кислоте и тяжелых металлах, содержащихся в батареях. Именно поэтому все сотрудники цеха облачены в респираторные маски и антикислотную спецодежду.

Забегая вперед, отметим: утилизация авто — процесс фактически безотходный. Металл отправляется на пункты приема для вторичной переработки, шины поставляются на сырье для изготовления асфальта и «лежачих полицейских». Единственное, что не подлежит «реинкарнации», — это автомобильные стекла, они идут в дальнейшем на захоронение.

Из свинца — картечь, из корпуса — метелки

— А вот аккумуляторные батареи мы перерабатываем здесь же, на предприятии, — перекрикивая грохот производственного оборудования, поясняет директор Владимир Лызин.

Отметим, что на сегодняшний день это единственное предприятие в регионе, которое на основе утилизации аккумуляторов запустило собственную линию выпуска продукции. Из свинца, добытого из батарей, здесь изготавливают рыболовные снасти, дробь, картечь и прочую незаменимую мелочевку, из пропиленовых корпусов аккумуляторов и прочих пластмассовых деталей — дворовые метлы. Единственное, что приходится докупать для конечного выпуска нехитрого хозяйственного инвентаря, — деревянные черенки.

— Утилизация практически безотходная, — дополняет инженер предприятия. — Даже масла, которые мы сливаем из автомобилей, не пропадают даром. Все жидкости, кроме тосола, идут на отопление цехов предприятия.

Пунктов станет больше

По итогам знакомства с производством и образцами выпускаемой продукции губернатор области отметил:

— Казалось бы, несложное по сути своей кустарное производство. И тем не менее это 42 рабочих места, то есть 42 человека, которые не рассчитывают на пособие, а сами зарабатывают. И даже тот небольшой выставочный зал с грузилами, крючками и метлами — это результат работы малого бизнеса, который мы с вами должны поддерживать.

В целом реализацию программы по утилизации старых автомобилей в области губернатор оценил положительно. При этом глава региона заверил: в рамках филиальных сетей пунктов по переработке авторухляди скоро в области будет больше. В ближайшее время таковые должны открыться еще в пяти городах — Усть-Куте, Тулуне, Тайшете, Свирске и Вихоревке.

Дело пойдет веселее

По оценкам экспертов, открытие дополнительных пунктов утилизации авто непременно поспособствует увеличению числа автолюбителей, готовых сдать в утиль старую машину.

— Прежде всего это даст больше возможностей для участия в госпрограмме жителям деревень и районных городов, — отмечает Владимир Михайлов, маркетолог официального дистрибьютора ОАО «АвтоВАЗ» в Иркутске. — Два предприятия по утилизации автомобилей на всю Иркутскую область этого, конечно, недостаточно. Для владельцев старых авто, проживающих в отдаленных уголках области, транспортировка машин в Иркутск или Ангарск — это дело хлопотливое и затратное. Вместе с тем потенциал сельских территорий в этом отношении специалисты оценивают высоко. В районах концентрация автомобильной рухляди, зачастую оставшейся еще от советских времен, традиционно выше, чем в областных центрах. Колымага, стоящая в огороде на четырех кирпичах, в деревнях — дело обычное.

В целом же, анализируя ситуацию, Владимир Михайлов отмечает: в Иркутской области программа нашла своего потребителя.

 — Только у нас, в иркутском автосалоне официального дистрибьютора ОАО «АвтоВАЗ», в рамках госпрограммы по утилизации с мая было продано свыше четырехсот автомобилей. На очереди стоят еще свыше тысячи автовладельцев, подавших заявки.

В качестве авторухляди, подлежащей утилизации, чаще всего по-прежнему выступают старенькие «Москвичи» и «Жигули» — «копейки», «шестерки», «четверки». Что касается спроса, то лидируют малобюджетные варианты: «Жигули» пятой и седьмой моделей.

Ложка дегтя в бочке меда

Напомним, что в Иркутской области за время реализации программы по утилизации автомобилей (с мая 2010 года) под пресс в общей сложности ушло около восьмисот машин. Справедливости ради отметим: цифра внушительная, однако в сравнении с западными регионами страны несколько скромная. Как ни крути, но специфика местного авторынка дает о себе знать: относительно дешевый японский секонд-хенд своих позиций не сдает. Уж такова закономерность: чем ближе к Владивостоку, тем ниже популярность госпрограмм, нацеленных на поддержание отечественного автопрома. Для сравнения: в Московской области в 2010 году было утилизировано свыше 17 тысяч автомобилей. То есть в 20 раз больше, чем у нас за семь месяцев реализации программы.

Загрузка...