Грузчик — это звучит гордо

Братские грузчики предлагают учредить свой профессиональный праздник

Увековеченный в легендарном советском фильме «Блондинка за углом» образ грузчика — алкоголика и интеллигента — в исполнении Андрея Миронова сегодня не актуален. В наши дни эта профессия переживает своеобразный ренессанс. Нынешнего грузчика уже не застанешь спящим в луковой шелухе. В современном городе без услуг специалистов по перемещению грузов не обойтись, а потому их труд очень востребован и хорошо оплачивается. В Братске, к примеру, при средней городской заработной плате в 8—10 тысяч рублей в месяц профессиональный грузчик зарабатывает 40—50 тысяч. Корреспондент «СМ Номер один» выяснил, каким трудом в малых городах добываются большие деньги.

Бригада Макарова

Грузчик с большой буквы Андрей Макаров из Братска и пяти минут не может провести в тишине и покое, даже в позднее время в любой день недели. Его телефон разрывается от звонков. Заявки сыплются как из рога изобилия. Все хотят заказать бригаду Макарова, потому что знают: эти парни стопроцентно выполнят задание, хотя их работа и стоит дороже, чем у конкурентов.

— Работа, несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость, очень специфическая, — с нескрываемым чувством собственного достоинства рассказывает Андрей. — Особенно в наши дни, когда в городе появляется все больше привозных товаров, и товары эти нужно транспортировать не абы как, а аккуратно, быстро и без ущерба для заказчика.

Рабочий день грузчика, как правило, начинается рано утром. Ежедневно в Братск приходят фуры с овощами и прочим провиантом. И любой профессиональный грузчик знает, что, даже если заявок не будет вовсе, без куска хлеба он не останется, ведь провизия все равно поступает каждый день, ее нужно разгружать, к тому же за работу рассчитываются на месте.

— Мне очень нравится, что у меня в руках всегда есть деньги, и от того, насколько крепко мое желание заработать, будет зависеть мой заработок. У конкурентов даже девчонки работают и пацаны 16-летние. Просто приходят в бригаду и говорят: «Хочу работать». И никто их не засмеет и не осудит — у нас так не принято. Наш труд мы уважаем, так же как и желание трудиться, — рассказывает Макаров.

Квартирная жуть

Грузы парням приходится таскать самые разные. Они делят их условно на гражданские и промышленные. К первой категории относятся всяческие переезды из квартиры в квартиру, покупка мебели и прочее. — Нам особенно приятно осознавать, что без нас сотни братчанок попросту не могут обойтись, ведь сегодня так много одиноких женщин. И вот как раз им мы и приходим на помощь. Я считаю, это большое дело, — говорит Андрей Макаров.

Работа с физлицами — весьма деликатное дело, говорят грузчики. Ведь порой им приходится сталкиваться с такими квартирами, от вида которых потом ребятам снятся кошмары. Но критиковать клиентов за неопрятность не в правилах настоящих грузчиков.

— Помню, разгружали ужасно грязную и запущенную квартиру. Балкон был забит всяким хламом, и я наступил на протухшую рыбу с червями. Когда открыл дверь в ванную комнату, чтобы помыться, едва в обморок не упал: вся ванная кишела тараканами, — рассказывает Владимир, сотрудник бригады Макарова.

Бывают случаи, когда люди заказывают бригаду, а расплатиться не могут или сознательно не хотят, выискивая оплошности в проделанной работе. — Особенно не любят расплачиваться богачи. Они стремятся во что бы то ни стало найти царапину на дорогом шкафе и предъявить нам издержки, — рассказывает Макаров. — Некоторые требуют гарантии сохранности вещей, угрожают судом в случае порчи. Но как можно давать гарантию, когда вчетвером нам приходится нести с девятого этажа рояль стоимостью 400 тысяч рублей и соответствующих габаритов?

Стресс наваливается на грузчиков тут и там. Если клиент начинает, как говорится, гнуть пальцы, то и вовсе приходится отказываться от работы, правда заносчивая клиентура тут же смягчает пыл.

— Таскать вещи — это на первый взгляд легко. А тут нужны сноровка, навык, ну и, конечно, физическая сила, — говорит Андрей. — Я, например, только по лестнице в день прохожу до 10 км, поднимаемые грузы исчисляются тоннами. Травм избегать не удается. Порой, чтобы спасти груз от порчи, сам падаешь на колени, разбиваешь их, а груз держишь в руках. Приходится жертвовать собой. Важно еще и в погрузочном автомобиле уметь разместить вещи таким образом, чтобы они не развалились и не попортились в процессе перевозки. У нас, например, в бригаде есть Олег. Он упаковщик от Бога, уложит все так, что и мышь не проскочит. Талант у парня!

Не грузчик, а бизнес-партнер

Вторая категория клиентов — коммерсанты. Здесь речь идет о внушительных грузах, которые обеспечивают грузчикам стабильную зарплату и вовлекают их в современное бизнес-сообщество. Андрею — простому грузчику — доводится ездить на дорогих автомобилях и вести переговоры с местными олигархами, которые, как выясняется, умеют ценить ручной труд. Такой авторитет ребята заслужили благодаря высокому профессионализму, ведь если домохозяйку можно умаслить небольшой скидкой, милыми улыбками и опрятным, трезвым видом, то для профи главное в делах — стабильность партнеров.

— Никто не хочет иметь дело с закоренелыми уголовниками, которые могут что-нибудь украсть, или пьяницами, лентяями и нытиками. Мы должны постоянно держать марку, действовать четко, без лишних напоминаний, всяких перекуров и отдыхов, — говорит бригадир Макаров.

Важно работать и без лишних вопросов, подчеркивает грузчик. Ведь порой транспортировать им приходится грузы не вполне легальные. Но, поскольку за них платят хорошие деньги, парни берутся и за такую работу. Например, самые «жирные» заказы поступают от владельцев игровых автоматов. Хотя городские власти и заявляют, что их искоренили полностью, грузчики не понаслышке знают, что это лишь популистские заявления, а автоматы как были, так и остались.

— Автоматы мы перевозим регулярно, причем не только по городу, но и по области. Однажды даже невольно поучаствовали в операции по захвату игрового салона. Тогда нас наняли сотрудники милиции, не им же в конце концов автоматы на себе таскать. Пришлось выступить понятыми, но деньги нам хорошие заплатили. Так что автоматы — это золотая жила для нас, — не без иронии рассказывает Андрей.

Игровые автоматы, мешки с цементом или фешенебельные диваны — для грузчиков разницы нет. Главное, чтобы был заработок хороший. В день профессиональный транспортировщик может заработать до трех тысяч рублей. И для Братска это очень хорошие деньги. Но Андрей Макаров говорит, что дело не только в заработке.

— Меня эта работа удовлетворяет полностью. Ведь у нашей бригады нет начальства, а я с парнями на равных, выступаю только как координатор. Никто тебя не гнобит и не унижает. Что может быть лучше? Если не хочешь работать или забухал — никто тебя не уволит, просто не приходишь и не зарабатываешь деньги. Когда можешь, тогда и работаешь. Рабочие руки нам всегда нужны. Нечего сегодня есть — идешь и зарабатываешь. Вот такая простая жизнь...

Неравнодушные работяги

За разговором о работе подмечаю, как грузчики с мыслей о ящиках и диванах переходят на политику, социальные проблемы, экономику. И немудрено, ведь они каждый день оказываются в гуще общественной жизни. Грузчик, как никто другой, знает, что, несмотря на низкие доходы населения, в городе процветает торговля. Например, по их данным, еще несколько лет назад в город приходила один раз в две недели фура с диванами. Сегодня такая машина приходит трижды в неделю. Спрос на этот товар стабильно растет.

Риэлторский бизнес тоже процветает. Бесконечные переезды горожан с одного места на другое — тому подтверждение. Видят грузчики и более печальную тенденцию. Ежедневно из Братска отправляются десятки фур с вещами в другие города. Люди уезжают отсюда навсегда, прихватывая с собой мебель и бытовую технику. Говорить с грузчиками о проблемах города не совсем привычно, но весьма интересно, потому что они знают жизнь не из новостей. Они сталкиваются с ее проявлениями, зачастую неприглядными, ежедневно, и обо всем рассказать невозможно, о многом они просили не писать в газете.

Но вот в чем Андрей признается открыто, так это в самой большой проблеме в работе грузчика — алкоголизме. Обидное, на первый взгляд, название одной из погрузочных фирм — «Всегда трезвые грузчики» — его вовсе не задевает. Даже несмотря на такие баснословные по меркам Братска заработки, деньги отнюдь не спасают трудяг от этой беды. Отпахав на заявках, ребята не прочь расслабиться. Но у них есть железное правило: пьяными или подвыпившими на работу не выходить. К чему портить имидж хорошей фирмы? Андрей Макаров и сам еще полгода назад частенько загуливал, а несколько лет назад за пьянку его выгнали с завода. Но об этом он вовсе не жалеет, ведь вскоре он нашел свое новое призвание. Грузчиком он работает уже более пяти лет, а в последнее время понял, что это хорошая, достойная работа, за которую нужно держаться.

— Я раньше комплексовал, все-таки грузчик — работа не из самых престижных. Переживал, что дочка в садике на вопрос о том, кем папа работает, ответит. А теперь работой горжусь, да и воспитатели в саду меня уважают, ведь я никогда не отказываю им в помощи. Горку залить или что-нибудь перенести без проблем могу, — говорит Макаров.

Андрею скоро исполнится 32 года. Казалось бы, из-за столь серьезных нагрузок дальнейший путь грузчика сомнителен. Но Андрей вовсе не переживает по этому поводу, ведь в их бригаде есть и пенсионеры, которым уже за 50. К тому же в трезвой и высоко поднятой голове все чаще стали возникать мысли о собственном бизнесе. Поэтому, говорит Андрей, на завод даже по приглашению ни за что не пойдет.

С алкоголизмом он справился, последние полгода — ни-ни. Теперь своим хорошим примером хочет повлиять и на товарищей. А чтобы укрепить корпоративный дух, даже предложил отмечать 1 октября профессиональный праздник — день грузчика.

— Не знаю, в какие инстанции нужно обращаться, чтобы такой день утвердили. Но для себя мы уже решили, что 1 октября будет наш день, — говорит Макаров.

Метки:
baikalpress_id:  23 902