Боятся монстров и привидений

Число звонков на детский телефон доверия растет

Единый телефон доверия, объединяющий десятки психологических служб в регионах, создан в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Иркутск присоединился к всероссийской масштабной кампании чуть больше месяца назад. С тех пор телефон не умолкает, в день раздается до 80 звонков.

Звонят и шутки шутят

Вопросы из уст детей и подростков звучат разные: о конфликтных ситуациях со сверстниками, сложностях в отношениях с учителями и родителями, первой влюбленности, навязчивых страхах. Интересно, что, по словам психологов, чаще всего современные дети боятся не темноты, а монстров, привидений и прочей нечисти из мультиков и кинофильмов. Многочисленные мусорные герои все чаще берут вверх над неокрепшей детской психикой. Чаще всего, по словам специалистов, звонят дети в возрасте 10—12 лет. Девочки охотнее делятся проблемами, а вот от мальчишек слышны чаще всего шутки и розыгрыши. В среднем на сотню звонков приходится не больше двадцати по существу. Между тем Владимиру Салмину, руководителю амбулаторного терапевтического отделения Иркутского областного психоневрологического диспансера вовсе не до шуток. Розыгрыши детворы всерьез осложняют работу.

— Во-первых, такие звонки сбивают с толку, а ведь в работе психологов очень важен настрой. Во-вторых, и это самое главное, шутники занимают линию, в то время как кому-то, вполне возможно, действительно необходимы помощь и поддержка.

Разведка боем

Между тем даже к шутливым звонкам психологи стараются отнестись со всей серьезностью.

— Очень важно не испугать ребенка, а постараться вывести на серьезный разговор: объяснить, зачем и для чего нужен телефон доверия, и сделать так, чтобы в том случае, если у ребенка возникнет когда-нибудь реальная потребность в разговоре с психологом, он обязательно нам позвонил, — поясняет медицинский психолог Вера Усова.

По словам специалистов, нередко разговор с ребенком удается перевести в формат доверительной беседы. Порой у психологов складывается впечатление, что розыгрыши и шутки — это своеобразная самозащита. Просто не все находят в себе смелость с ходу позвонить и рассказать о главном.

— Такая, знаете, разведка боем, — отмечает Вера Усова.

Вороны зовут к себе

В общем потоке звонков очень часто звучат обращения, которые достоверно свидетельствуют: у маленьких людей проблемы отнюдь не маленькие. И справиться с ними в одиночку ребятишкам иной раз не под силу.

— Девочка лет 10—12 позвонила нам и рассказывала о том, что из-за полноты в школе ее дразнят, обижают. Казалось бы, пустяк, а для ребенка — трагедия. Девочка не знает, как с этим жить.

В целом первый месяц работы детского телефона доверия уже позволяет психологам выявить ряд проблемных вопросов. Один из них — нехватка специалистов на местах.

— Очень часто нам звонят дети и родители из отделенных уголков области, где профессиональной психологической помощи не найти. А по разговору видно, что помощь такая необходима, — комментирует ситуацию медицинский психолог.

В подтверждение специалист привела пример. Буквально на днях на телефон доверия позвонила девочка и поведала о своих страхах. Оказалось, что предмет ее тревог — вороны. Позже к беседе присоединилась мама. На вопрос, почему ребенок боится птиц, она пояснила: вороны зовут ее к себе.

— Ребенка преследуют навязчивые страхи. С девочкой нужно работать, проводить беседы, тренинги. По телефону в таком случае трудно оказать квалифицированную помощь.

Интересно, что, по наблюдениям психологов, жители поселков и районных городов с недоверием относятся к местным специалистам. Возможно, люди боятся огласки. В небольших населенных пунктах, где все друг друга знают, довериться кому-то гораздо сложнее.

Одиночество в новогодние каникулы

Часто, по словам психологов, звучит и тема детского одиночества. Ребятишки звонят в 10—11 вечера и рассказывают о том, что они одни: либо родителей нет дома, либо мама с папой уже спят. Особенно часто такие звонки раздавались в новогодние каникулы.

— Еще одна достаточно типичная ситуация: нам звонит малыш 3—4 лет. И вот мы беседуем с ребенком, который пока еще не может доходчиво сформулировать свои мысли, поддержать разговор, и слышим, что взрослые занимаются в это время собственными делами и абсолютно не проявляют интереса к беседе. Это тоже своеобразный показатель агрессивности, показатель взрослого безразличия, — добавляет психолог Вера Усова.

Навыков не хватает

В Иркутске на звонки детей, поступающие из региона, отвечают медицинские психологи амбулаторного психотерапевтического отделения Иркутского областного психоневрологического диспансера. Еще совсем недавно отделение числилось самостоятельным автономным учреждением и именовалось Иркутским психотерапевтическим центром. На его базе телефон оказания экстренной психологической помощи действует уже много лет. Теперь нагрузка многократно возросла — медицинские психологи отвечают на звонки и детей, и взрослых.

Между тем работа на детском телефоне доверия имеет свою специфику. Психологи, чей профессионализм не вызывает сомнения, признаются: навыков для оказания профессиональной психологической помощи детям у них пока недостаточно.

— Да, это проблема. Работа с детьми, тем более в рамках телефонного разговора, требует определенной квалификации. Ранее звучала информация о том, что до конца 2010 года порядка тысячи психологов из регионов пройдут обучение для работы на детском телефоне доверия. Но до нас, видно, очередь пока не дошла. На сегодняшний день лишь 20% наших специалистов — это детские психологи.

В зоне доступа

Единый всероссийский телефон доверия был задуман для оказания быстрой и квалифицированной помощи детям и их родителям. С его запуском грамотная психологическая поддержка теперь стала доступна каждому ребенку. Позвонить по номеру 8-800-2000-122 можно с любого мобильного или стационарного телефона. Анонимно и совершенно бесплатно.

— Оказание детям психологической помощи по телефону давно практикуется во многих странах мира, — поясняет Владимир Салмин. — У нас культура таких взаимоотношений еще выстраивается, и, на мой взгляд, несмотря на масштабную рекламную кампанию, просветительская составляющая пока хромает. Хорошо, если школьные психологи, а еще лучше сами родители расскажут детям о телефоне доверия, объяснят, зачем и для чего он необходим.

Метки:
baikalpress_id:  23 899
Загрузка...