Как шумит город?

Во многих районах Иркутска повышен уровень шума, что влияет на здоровье горожан

Как известно, шум — это любой, как правило нежелательный, звук или совокупность беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности. В Иркутске уровень шума давно уже стал превышать допустимые нормы. Более того, специалисты отмечают, что особенности современной застройки таковы, что расстояние между трамвайными, автомобильными магистралями и жилыми домами сокращается. На уровень шума влияет и аэропорт, расположенный в черте города. Иркутяне привыкли жить в таком звуковом окружении. При этом часто забывается, что шум оказывает неблагоприятное воздействие на организм, мешает работе и отдыху.

Как получить язву?

Основными источниками шума в городе являются промышленные предприятия, транспорт, специальное оборудование. Шум в жилых помещениях различается в дневное и ночное время. Согласно санитарным нормам и правилам, уровень шума в жилых зданиях с 7 до 23 часов не должен превышать 40 дБА, в ночное время — 30 дБА. В палатах больниц и санаториев немного меньше: днем 35 дБА, ночью 25 дБА.

Доцент кафедры коммунальной гигиены для детей и подростков ИГМУ Марина Чирцова рассказала, что врачи-интерны их кафедры провели обследование территорий Иркутска рядом с крупными автомагистралями. Для анализа выбрали следующие улицы: Розы Люксембург, Лермонтова, Советская и Байкальская. Оказалось, что уровень транспортного шума на этих территориях превышает норму на 5—7 дБА. В жилых зданиях уровень шума тоже выше допустимого: в Свердловском районе на 4—12 дБА, в Куйбышевском на 5—10 дБА, в Октябрьском на 10—12 дБА, в Ленинском на 12—13 дБА.

Высокий уровень шума воздействует на людей. Так, по словам Марины Чирцовой, на уровне 30—40 дБА человек ощущает себя достаточно комфортно. Раздражительным он становится, когда уровень шума превышает 60 дБА. У человека снижается работоспособность, появляется усталость, головная боль. При 70—80 дБА возникают нейропсихические расстройства и заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как язва желудка.

На высокий уровень шума сильно реагируют люди с гипертонией и заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Восприятие шума зависит и от возраста. Молодые переносят шум легче, чем люди в возрасте.

Как защититься?

— От людей, живущих рядом с автомагистралями, поступает много жалоб, — сообщил начальник отдела за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Николай Чубук. — Но прежде чем предпринимать меры, нужно провести расчеты уровня шума и оценить эффективность противошумовых мероприятий. Вот недавно в районе Студгородка отреставрировали дорогу. Автодорогу расширили и таким образом приблизили транспорт к жилым домам. Сейчас граждане добиваются, чтобы им сделали дополнительную звукоизоляцию наружных стен, установили пластиковые окна. Такая мера, как пластиковые окна, вызывает немало споров. Николай Чубук объяснил, что стеклопакеты изолируют шум, но только когда они закрыты. А человеку необходимо проветривать помещение. Поэтому одних пластиковых окон, конечно, недостаточно.

Кроме этого, можно отделывать жилые дома материалами, поглощающими шум, увеличивать толщину стен, ставить шумозащитные экраны. Мероприятия по шумозащите от транспорта должны быть предусмотрены еще при проектировании домов. Так, большое значение имеют парки и скверы, которые снижают шумы, а также пространства между зданиями. Внутри помещений шум гасится за счет особой кладки кирпича, наличия тамбуров и коридоров.

Николай Чубук отметил, что много жалоб поступает и на помещения, пристроенные к жилым домам или находящиеся внутри зданий, — кафе, рестораны, клубы. В таких помещениях также необходимо проводить комплексные мероприятия по шумоизоляции.

О самолетах

Сильно воздействует на организмы иркутян аэропорт, расположенный в черте города. Уровень шума в этом районе достигает 80—130 дБА. Получается, что в зоне шумового дискомфорта, растянутого по центру Иркутска, живут около 130 тысяч горожан.

— Про перенос аэропорта говорится уже более 20 лет, — рассказал Николай Чубук. — Был рассмотрен не один десяток вариантов переноса аэропорта за пределы города Иркутска. Но по различным причинам эти варианты отменяли. Последние варианты рассматривались в районе Усть-Орды, Мегета, Хомутово.

Заметим, что обо всех проектах строительства нового аэропорта газета «СМ Номер один» добросовестно рассказывала, и по последней информации объект в очередной раз завис где-то между Поздняково и Усть-Ордой.

Кстати

Отмечается индивидуальная непереносимость отдельных людей по спектру частот. Поэтому тот же работающий во дворе трансформатор один человек может не заметить, а другой испытывать от работы трансформатора настоящий дискомфорт.

Загрузка...