Стройка века

Наш корреспондент побывал на строительстве Богучанской ГЭС

Последний раз на строительной площадке Богучанской ГЭС я была около десяти лет назад. Тогда экспедицию по реке Ангаре в составе журналистов и представителей общественности организовал почетный член областного общества экологии и окружающей среды (ныне покойный) Дмитрий Популовский. По пути к Кодинску мы останавливались в Кежме и Едорме, беседовали с их жителями. Некоторые уже тогда покидали насиженные места и уезжали куда-нибудь к родственникам, другим ехать было некуда. Поселок Кежма с численностью около двух тысяч человек натуральным образом вымирал. Нашему взору открылись заколоченные избы, разрушенная старинная часовня и один-единственный магазинчик. Местному населению совершенно не верилось в радужные перспективы по предстоящему переселению. Бабушка Фрося, проживавшая в одном из трех домов села Едорма, когда-то говорила, что ничего ей в жизни больше не надо, кроме этого клочка земли на крутом берегу Ангары. «Может, не дойдет до нас очередь?» — с потаенной надеждой вздыхала худощавая старушка. Как знать, жива ли она?..

Коварный гололед

На этот раз посетить стройку, начало которой было положено еще в конце 70-х годов прошлого столетия, журналистов из Иркутска, Братска и Усть-Илимска пригласила пресс-служба Братского монтажного управления «Гидроэлектромонтаж». Путь нынче оказался сухопутным и совсем не гладким. Впервые я познала всю «прелесть» дороги от нулевого километра Братской трассы до Кодинска (столица Богучан, Красноярский край). 350 километров мы преодолели на микроавтобусе за долгих девять часов. Создавалось впечатление, что вся дорога была изрыта артиллерийскими снарядами.

Коварный гололед и ужасное состояние дороги сделали свое дело. На обратном пути наша «Газель» опрокинулась. Этот довольно мрачный момент пресс-тура компенсировало то, что все участники поездки остались целы и главное — увиденное и услышанное мы смогли донести до своих читателей, слушателей, зрителей...

На подступах к плотине

Так как наша делегация добралась до Кодинска практически под утро, на отдых оставалось всего несколько часов. Прежде чем побывать на самой плотине Богучанской ГЭС, журналисты встретились с начальником местного филиала Братского монтажного управления «Гидроэлектромонтаж» Владимиром Храбровым. Он рассказал, что в настоящее время на Богучанской ГЭС трудится 4000 человек. Самая востребованная специальность — плотник-бетонщик. Вскоре понадобятся монтажники, электромонтажники.

— Куда пойдет электричество? — поинтересовались журналисты.

— На сегодня нас волнует сам процесс выработки электроэнергии. Очевидно, что основным потребителем станет алюминиевый завод, строительство которого здесь тоже недавно возобновилось.

— На сколько процентов очищено ложе водохранилища?

— Ложе очищено нормально. Ходит такой слух, что оставшаяся на дне древесина будет гнить. Этого не случится, так как температура воды на дне около 3—4 градусов выше нуля, процессов гниения при такой температуре вообще не происходит. Как правило, гниет не тот лес, который остался в зоне затопления, а тот, который теряется при сплаве на плотах.

— Говорят, что с пуском Богучанской ГЭС к берегам Усть-Илимского района подойдет много рыбы, потом она погибнет, также значительно ухудшится качество воды в нижнем барьере Усть-Илимской ГЭС.

— Рассуждать о таких вещах не в моей компетенции. Я всего лишь строитель. Но могу отметить, что с запуском Бурейской ГЭС в местном водохранилище появилось много рыбы, даже новые ценные виды.

— Почему нельзя было сохранить строительство БоГЭС на низшей отметке — 185 метров?

— На мой взгляд, нет никакого смысла запускать ГЭС на данной отметке, так как ввод на этой высоте не перекроется, генератор не обеспечит надежную работу станции.

— Строительство сейчас идет семимильными темпами. Не повлияет ли эта спешка на качество?

— Да, оборудование не лежит, его монтируют с колес. Сейчас одновременно монтируются четыре машины. Строители вышли на такие объемы закладки бетона, которые никогда не делали. Закладывают по 30 тысяч кубов в месяц. И хотя нарастают темпы строительства, но технология есть технология, ее приходится придерживаться. Напорный фронт формируется к пуску последнего агрегата. К моменту запуска шестого агрегата рабочее колесо первого пойдет на капитальный ремонт. Это такая технология, поэтому спешки никакой не будет.

Величие стройки

Мы сгорали от нетерпения в желании погрузиться в стихию легендарной стройки. По дороге завернули на площадку, где хранились рабочие колеса и блочные трансформаторы, доставленные по североморскому пути из Санкт-Петербурга через Енисей и Ангару. Чтобы не попадала внутрь влага, все пространство в трансформаторах заполнено азотом. Здесь азот стравливается, и все заполняется трансформаторным маслом. В таком состоянии оборудование хранится до монтажа. В марте следующего года ГЭМ начнет монтаж первых шести автотрансформаторов связи 500 кВ. Новая встреча с Богучанской ГЭС, откровенно говоря, поразила мое воображение. Мы оказались в самом сердце плотины — в шахте гидрогенератора, где производился монтаж рабочего колеса. Каждое колесо с диаметром почти 8 метров весит более 150 тонн. Как пояснил Храбров, специалистам предстоит так настроить уровень вибрации, чтобы поставленная на колесо ребром монета не смогла упасть.

Внимание мое привлекла хрупкая голубоглазая девушка, которая что-то объясняла рабочим, находившимся внизу шахты. Как оказалось, именно она и руководила здесь всем процессом. Шеф-инженер силовых машин Надежда Ефимова уже не первый раз приезжает из Питера в командировку на Богучаны. На этот раз она задержится здесь на целый год.

— Какой интерес приезжать сюда? Летом здесь мошка, сейчас, зимой, морозы?

— Просто очень люблю свою работу, — улыбается она. — Ради такого чистого воздуха, как в этом краю, готова терпеть и суровый сибирский климат.

В момент, когда мы общались, рабочее колесо готовили к соединению с валом турбины. Это непростая операция, где необходима помощь сразу двух кранов.

— Затем установят 24 лопатки управляющего аппарата, — рассказывала Надежда. — В завершение приварится опорный фланец, который будет держать практически весь вес машины.

Кодинск похорошел

Десять лет назад мы въезжали в маленький городок с хаотично разбросанными облупленными домами. Сегодня Кодинск совершенно не узнать. Стройные девятиэтажки, есть не только солидный торговый центр, но и ряд супермаркетов. Что характерно, на окнах первых этажей нет решеток, все дворы буквально забиты автомобилями. Ни одна автостоянка не попалась на глаза. Видимо, жители Кодинска стараются сохранить пережитки социализма, и пока им это удается.

По всей вероятности, новые квартиры получили здесь и переселенцы из зоны затопления. Как пояснили в пресс-службе БоГЭС, к 1 ноября текущего года вывезено все население Красноярского края, проживавшее в зонах затопления. И жилье им предоставила администрация края новое, добротное и просторное. Только кухня одна составляет 18 кв. метров. Что, к сожалению, совсем не скажешь о жителях Усть-Илимского района.

Справка «СМ Номер один»

Богучанская ГЭС — первая на территории Красноярского края гидроэлектростанция на Ангаре. Необходимость строительства станции была определена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1971 г. № 65 «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971—1980 гг. производительных сил Красноярского края».

Строительство Богучанской ГЭС началось в 1980 году. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 апреля 1980 г. № 798р пуск первых агрегатов был намечен на 1988 год, а завершение строительства — на 1992 год. Однако по причине недостаточного финансирования и этот срок не был выдержан, работы по достройке станции были приостановлены. В 2006 году после заключения соглашения о совместной реализации проекта по созданию Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) в составе Богучанской ГЭС (Кежемский район Красноярского края) и алюминиевого завода (Богучанский район) достройка станции была возобновлена компаниями ОАО «РусГидро» и ОК «Русал».

Загрузка...