Попасть на крышу мира

Несмотря на тяжесть маршрута, ежегодно Тибет посещают тысячи туристов

Долгие годы, вплоть до сегодняшних дней, Тибет остается оккупированной Китаем территорией. Долгие годы Тибет был закрытой страной и попасть туда было практически невозможно. Лишь несколько лет назад эта территория стала доступна для посещения иностранными туристами. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей — уникальная сокровищница культуры и традиций Востока. Еще Тибет называют крышей мира — священные земли возвышаются на высоте 4500—5000 метров над уровнем моря. Иркутянка Ксения Воробьева летом совершила большую поездку в Тибет и рассказала нашим читателям о своем путешествии.

Города-призраки по дороге в Тибет

Попасть в Тибет не так-то просто. Для этого требуется специальное разрешение — пермит. Его получают самостоятельно или с помощью туристических компаний, работающих в Лхасе. Чтобы получить пермит, нужно представить копии загранпаспортов и виз в Китай. На руках лучше всего иметь несколько копий пермита — они пригодятся при заселении в отели. Второй важный момент — дорога из Пекина до Лхасы. На самом деле она не так-то и проста.

— В Китае большая проблема с железнодорожными билетами — их заранее выкупают перекупщики. С этими же билетами они затем выходят на перроны поездов. Но мы об этом ничего не знали. Билеты мы заказали заранее, но, приехав в Китай, узнали, что они все же не куплены. Наш гид пробегал где-то три часа, вернулся с тремя билетами до Лхасы в разных вагонах и одним до промежуточного города. Предложил нам попробовать договориться с начальником поезда о продолжении поездки либо купить билет на этой проходной станции. Но когда мы вышли на перрон уже перед отправлением нашего поезда, то увидели китайца, в руках которого был целый разноцветный веер из билетов. Нам посчастливилось купить недостающий по себестоимости, т. к. поезд уже уходил.

— Полтора дня в пути в китайском поезде — говорят, это непростое испытание...

— Да я бы не сказала... Железная дорога, ведущая в Лхасу, построена недавно. Она достаточно высокотехнологичная, поезда развивают хорошую скорость. Однажды нашему составу пришлось преодолеть более чем четырехтысячный перевал, и он сделал это без труда. Ехать по высокогорной местности непросто с точки зрения физиологии — многие, выходя из поезда, имеют зеленоватый оттенок лица. Но все поезда оборудованы специальными разъемами, и, когда состав подъезжает к первому перевалу, проводник раздает шланги, по которым из этих разъемов подается чистый кислород. Все по-разному переносят разреженный воздух и высоту, некоторым бывает очень плохо: мучают тошнота, слабость, головная боль. Лечится это недомогание спуском с высоты либо кислородом. Что же касается дороги с китайцами, то все было достаточно пристойно. Увидев, что мы все рассеяны по разным вагонам, наши попутчики предложили нам поменяться полками — старались, чтобы нам было комфортно. Правда, чуть-чуть мы чувствовали себя обезьянками: все хотят сфотографироваться с тобой, дети постоянно бегают, в купе заглядывают. Еще в дороге мы видели города-призраки, это страшноватое зрелище — китайцы города строят сразу, глобально, создают всю инфраструктуру. И только потом заселяют туда людей. И эти гигантские стройки производят странное впечатление.

Высокая цель — увидеть Эверест

В планах группы был очень интересный туристический маршрут, полностью разработанный турагентством. Здесь были экскурсии в храм Джоканг и Поталу, поездки в монастыри Ганден, Драк Йерпу, Сакья, озера Ямдрок Юмцо — Гъянце и Палден Лхамо, посещение горячих источников. Ну и, конечно же, Эверест. Хотя июль считается не очень удачным сезоном для поездки в Тибет — увидеть Эверест, который является высокой целью для многих туристов во всех смыслах этого слова, в это время маловероятно.

— Поэтому лето отчасти считается сезоном непогоды — из-за частых облаков и туманов. Но нам повезло — мы Эверест увидели. Всего в Тибете наша группа провела 11 дней. Большую часть маршрута мы проехали на джипе. Причем наш гид всю дорогу провел в багажнике, что, конечно, было намного утомительнее. Некоторые гиды прихватывали для этой цели небольшие кресла, стульчики, но наш сидел просто на рюкзаке. Кстати, нужно быть готовым к тому, что гид может плохо говорить по-английски. Во время поездок по монастырям мы слушали и других англоговорящих гидов, у них экскурсии были намного содержательнее и глубже.

— Повезло ли с погодой?

— Климат в Тибете сложный, резко континентальный: то жара, то холод. Запас одежды нужно брать разнообразный — с расчетом и на низкие температуры, и на ветер, и на дождь. Очень холодно было на Эвересте. Там мы останавливались в туристическом базовом лагере, где жили в палатках, сделанных наподобие наших юрт: внутри диванчики, печки, стены завешены коврами. И когда после ночевки мы поехали смотреть на Эверест, то сильно замерзли — с ледника всегда дует холодный ветер.

— Что произвело самое большое впечатление?

— Эверест, конечно, который и был основным стимулом для поездки. В Лхасе мы видели дворец Потала, где раньше жил Далай-лама. Рядом с ним разбита грандиозная площадь со множеством фонтанов, здесь ежевечерне торжественно поднимают флаг. Но все это стилизовано под музей. Монахов мало, и они в основном работают как сотрудники музейного комплекса, что несколько снижает ценность этого туристического объекта. Поездки по монастырям, где можно было воочию наблюдать повседневную жизнь монахов — как они готовят себе пищу, поют мантры, молятся, — были куда интереснее. Еще для нас было откровением, что некоторые монашеские ордена зарабатывают на жизнь попрошайничеством: на улицах утренней Лхасы было нормой видеть монаха, который идет и просит у туристов денег. Вид у некоторых монахов также был отнюдь не аскетичный — почти все имеют сотовые телефоны, на монастырях установлены спутниковые тарелки. Ну это как везде в религии — кто-то истинно верует и следует заветам своей веры, а кто-то нет. Вообще, мне бы хватило двух-трех монастырей, а у нас в программе их было около десятка. И под конец путешествия устаешь сильно, наступает эмоциональное перенасыщение. К тому же на благовония, которыми в изобилии обкуриваются монастыри, у меня открылась аллергия.

— Вы комфортно чувствовали себя психологически?

— Отношение к туристам везде очень доброжелательное, благосклонное. Туристы — кормильцы для жителей Тибета, которые прекрасно это понимают. Правда, коренные жители Тибета — несколько отстраненные люди, они словно сами себе на уме. В столице Тибета Лхасе их осталось не так уж много — не больше 30%. Все остальные — китайцы, которые приехали развивать и осваивать город. Куда больше коренных тибетцев на отдаленных от Лхасы территориях, например на священных озерах.

Як как основной кормилец

— Питание в Китае очень своеобразное, и не всем оно по вкусу, если честно...

— Большинство туристов ищут в Тибете кафе и рестораны с английским меню — там кухня адаптированная и поэтому не очень интересная. Хотелось бы больше самобытности. Один раз мы зашли в первую попавшуюся кафешку, где никто не говорил по-английски, наугад заказали лапшу и поели дешево и вкусно. Но большинство туристов все же склоняются к более привычной для желудка кухне. Основной скот в Тибете — это яки, и большинство блюд как раз были из яка. Но это жирное мясо, очень темное, по вкусу напоминающее дичь. Не все туристы могут его есть — это довольно тяжелая пища. Рыбу в кафе и ресторанах практически не подают — у тибетцев она не в почете. К тому же большинство озер в Тибете священные, рыбу там ловить нельзя. Очень популярен вяленый сыр, который тоже делают из молока яков. Его специально подсушивают — не столько для вкуса, сколько для хранения в походных условиях. Вкус своеобразный. Продают сыр часто в виде баранок, нанизанных на нитку. Много кисломолочных продуктов — тоже из молока яков. Запомнился йогурт — у него и вкус оригинальный, и подавали его по европейским меркам странно: в блюде из риса была сделана дырка, куда и был залит йогурт. В качестве основного блюда во всех ресторанах идут лапша и рис, салат как таковой видели лишь в европеизированных ресторанах. Но вообще при желании можно найти любую кухню — тибетскую, китайскую и европейскую.

— Насколько безопасно туристы чувствуют себя в Тибете?

— Абсолютно безопасно. На каждом шагу стоят полицейские патрули, причем в полной амуниции: в бронежилетах, с автоматами, в шлемах, при этом и с зонтиками от солнца. Мне кажется, это даже больше не для поддержания порядка сделано, а в качестве демонстрации силы. Китайская регулярная армия не дает забыть тибетцам, кто сейчас на их земле хозяин. Когда едешь по дорогам, чуть ли не каждый час машина останавливается на контрольно-пропускном пункте. И все туристы должны показать свои документы — паспорта и пермиты. Если ты приедешь к заставе и у кого-то не окажется паспорта, то для выяснения личности и обстоятельств пребывания в стране могут забрать всю группу. Просто так по Тибету путешествовать нельзя.

— Что удивило, шокировало?

— Запахи. Я не ожидала, что большинство из них будут неприятны, а часть вызовет аллергию. К числу положительных моментов можно отнести людей — я не ожидала такой доброжелательности, вежливости, готовности прийти на помощь иностранцам. Уровень жизни тибетцев очень низкий — нищета и аскетизм в полном значении этих слов. Они привыкли обходиться малым, питаются довольно скудно, одеваются скромно, поддерживая национальные традиции в одежде. Женщины, например, носят платья и полосатые фартуки, косынки. Все девушки, одетые в современную одежду, были китаянками.

— Для сравнения: где интереснее путешествовать — в Европе или Азии?

— Трудно сказать. В Европе все привычно, и, несмотря на разницу в уровне жизни, чувствуешь себя комфортно. Ну а Азия — это люди с совершенно иным менталитетом, образом жизни. С ними даже жестами порой трудно объясниться. Наблюдая за тибетцами, сначала долго удивляешься, а потом понимаешь, что они так и живут: ютятся в хибарках, сушат ячий помет, потому что другого топлива просто нет. И наступает какое-то переосмысление привычных ценностей, мировоззрение немного изменяется. Особенно явно такое прозрение снисходит, когда наблюдаешь за тибетскими монахами.

В Тибет можно попасть двумя путями — через Китай и Непал. Первый — это дорога поездом или самолетом до Пекина, далее поездом до Лхасы. Второй вариант подразумевает перелет до Индии, а затем и до Непала, откуда до Тибета считанные километры. Кто знает маршруты, национальные особенности, кто готов на определенный риск (самостоятельное путешествие по Азии — это всегда экстрим), отправляются в путь сами по себе. Многие туристы предпочитают пользоваться услугами турагентств, которых в Лхасе довольно много. Выйти на них можно через интернет-сайты.

Метки:
Загрузка...