Телевизоры подорожают?

С началом нового года на видео-, аудиоаппаратуру и мобильные телефоны предрекают рост цен

Причина вероятного взлета цен — авторские отчисления. Согласно принятому постановлению, их обязаны производить поставщики видео- и аудиоаппаратуры, с помощью которой можно записывать музыку или, скажем, скачивать кинофильмы. Перечень таковых чудо-устройств широк: DVD-проигрыватели, компьютеры, MP3-плееры, мобильные телефоны и даже чистые CD- и DVD-носители, именуемые в народе «болванками». Новые правила вступают в силу с января 2011 года. В конечном итоге издержки изготовителей и поставщиков отразятся, надо полагать, на кошельках рядовых потребителей.

Цены вырастут на 10—15%

Мнения относительно нового закона разнятся. Кто-то не без иронии именует нововведение налогом на «болванки», а кто-то считает его прорывом в сфере соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Итак, согласно постановлению, принятому чуть больше месяца назад, размер авторских отчислений, возлагаемых на изготовителей и поставщиков пишущей техники, составит 1% от цены реализации. Невзирая на, казалось бы, небольшую ставку, ряд специалистов, тем не менее, прогнозирует существенное увеличение цен на мобильные телефоны, компьютерную технику и прочую приведенную в списке технику. Учитывая специфику российского рынка, эксперты не исключают, что цены под шумок вырастут на 10—15%, а по некоторым прогнозам, даже на 20—25%.

Александра Шипицына, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и таможенного дела БГУЭПа, конкретные цифры называть не берется, однако в увеличении стоимости пишущей техники не сомневается. В числе причин эксперт называет и расходы, связанные с административно-организационными издержками, и как таковую накрутку, к которой, естественно, прибегнет каждый дистрибьютор и поставщик, участвующий в цепочке «изготовитель — покупатель».

— И чем больше звеньев в этой цепочке, тем выше, соответственно, будет и конечная цена товара. Более того, учитывая специфику региона, есть основания полагать, что в Иркутской области повышение цен будет ощутимее, чем, например, в Москве. Несмотря на соседство с Поднебесной, импортером львиной доли видео- и аудиотехники, в большинстве своем товар из Китая проходит растаможку на западе России. Учитывая транспортные издержки, в конечном итоге его стоимость на прилавках иркутских магазинов, естественно, выше, а значит, и накрутка в связи с новыми расходами тоже, по всей вероятности, ударит больнее. В целом, по оценке Александры Шипицыной, 5% — это минимум.

Продавцы оптимистичны

Вооружившись «Желтыми страницами», мы позвонили в несколько ведущих торговых компаний, реализующих видео- и аудиоаппаратуру. Оказалось, что о грядущем нововведении большинство участников рынка имеют весьма смутное представление. Кто-то впервые о нем узнал, а кто-то что-то где-то слышал. Впрочем, так или иначе, но от прогнозов, сулящих повышение цен, продавцы техники воздержались.

— Я думаю, взлет цен маловероятен. Конкуренция в Иркутске есть, и достаточно большая. Вряд ли авторские отчисления в размере 1% приведут к хоть какому-то ощутимому повышению цен, — считает директор торговой сети «Эконом» Светлана Чернецова.

Столь же оптимистично высказался на сей счет и Андрей Власов, менеджер торговой фирмы «Фрейм»: — Существенного повышения стоимости мы не прогнозируем, по крайней мере в рамках нашей компании. Максимум 2—3%, поскольку в нашей схеме поставок присутствует лишь одна компания-посредник.

За что

Примечательно, что в общем списке мультимедийной техники, облагаемой авторскими отчислениями, присутствует аппаратура, которой при всем желании перезаписать или скачать что-то крайне сложно. Например, видеокамеры, телевизоры, гарнитура к мобильным телефонам. В числе прочих слабых звеньев нового закона эксперты называют и саму суть нововведения. Получается, что, приобретая ту или иную мультимедийную технику, потребитель как бы заранее оплачивает то, к чему прибегать, возможно, и не собирается.

— Получается, что покупатель мобильного телефона будет расплачиваться за одну только возможность записать или скопировать авторские творения, а покупатель телевизора и вовсе будет переплачивать за просто так, — отмечает Олег Соков, юрист некоммерческого партнерства «Малые предприятия Иркутской области». — Я считаю, что это противоречит не только логике и здравому смыслу, но и нормам законодательства. По оценкам Олега Сокова, новые правила повлекут наценку товара в среднем не менее чем на 10—15%.

Кому и сколько?

Согласно предварительным расчетам, учитывая общий объем импорта, ежегодный авторский «улов» будет исчисляться в весомых цифрах — примерно 100—150 миллионов рублей.

При этом, согласно комментариям Сергея Федотова, председателя совета директоров Российского авторского общества, опубликованным на страницах интернет-канала Вести.ru, около 15% от общей суммы средств будет составлять комиссия Российского союза правообладателей, призванного обеспечивать деятельность механизма по сбору отчислений. Еще 20% пойдут в фонд, средства которого планируется направлять на поддержку развития культуры. Остальное — российским правообладателям, то есть как таковым авторам.

Однако сама схема доставки отчислений до конечного адресата представляется несколько размыто. Кто, что и в каком количестве будет записывать, копировать и тиражировать, да и будет ли вообще, — загадка, а значит, абсолютно все авторы абсолютно всех музыкальных или кинематографических творений должны будут получать свою часть дивидендов. Даже при известной доле воображения круг правообладателей сложно представить.

— Согласно принятому постановлению, конечным адресатом авторских отчислений является как таковой Российский союз правообладателей. Схема доставки денежных средств до самих авторов не прописана, — отмечает в свою очередь юрист Олег Соков. — А значит, и сам потребитель, переплачивая за ту или иную технику, фактически будет отчислять авторские, сам не зная куда и кому.

Плюс ко всему возникает резонный вопрос: при каких условиях человек, который выпустил диск, записал песню и, скажем, разместил свое творение в сети Интернет, может претендовать на вхождение в круг правообладателей, которые имеют право на ту или иную долю авторских отчислений? В Иркутском отделении Российского авторского общества ответить на этот вопрос затруднились, отметив только, что никаких нормативных актов к ним пока не поступало.

Телевизионщик, активный пользователь сети Интернет Тимур Славин к «пиратскому» налогу относится с известной долей иронии. Говорит, что обязательно обратится в Российское авторское общество, дабы получить долю прибыли с пары своих роликов, размещенных в Интернете.

— Я, пожалуй, еще и на дивиденды с народных песен Надежды Кадышевой свои права заявлю — как один из представителей этого самого народа. Коль уж государство берет с нас деньги за потенциальное пиратство, то и нам теряться не стоит. Каждый как может, так и зарабатывает, — резюмирует Тимур.

Метки:
Загрузка...