Интенсивное обучение вынесет не каждый

Лицеисты и гимназисты учатся ценой собственного здоровья

Современные родители все чаще стремятся перевести своих детей из обычных школ в лицеи и гимназии. Мамы и папы убеждены: учеба в среднем учебном заведении с интенсивной формой обучения поможет чадам найти свое место в мире, выявить свое предназначение. А у врачей своя точка зрения на эту проблему. Как заявляет Любовь Решетник, завкафедрой детских болезней ИГМУ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, усиленная система обучения серьезно бьет по здоровью и психике школьников. Аттестат дается слишком дорогой ценой.

Чтобы соответствовать мировым стандартам

— Конкуренция на рынке труда вынуждает людей осваивать новые знания и умения. Мы хотим соответствовать мировым стандартам, хотя по некоторым параметрам еще живем словно в Средневековье. Полноценных возможностей для этого у нас пока нет, будем говорить прямо, — утверждает Любовь Решетник. — В Японии детей с 3 лет водят в школы раннего развития, через нагрузки готовят к всеобщему высшему образованию. Японские родители знают: если не дать детям возможность развития, они просто отстанут от сообщества. И у нас те же самые тенденции сегодня. Но дети другие, не все готовы к интенсивному обучению. Высшее образование в последние годы стало абсолютной ценностью. Все стремятся устроить своих детей в вузы, порой против их желания, за большие деньги. Что мы имеем в результате? Не все, далеко не все после защиты диплома работают по специальности. Рабочих рук в стране катастрофически не хватает.

— Интенсивным нагрузкам дети подвергаются уже в школе. Педагоги, ориентируясь на ЕГЭ, вынуждены перегружать детей, чтобы они смогли сдать эти тяжелые экзамены. Родители через интенсивное обучение побуждают детей к обучению в вузе на бюджетной основе. К нам на конференции по здоровью и образованию обратились руководители нескольких иркутских лицеев. Они обратили внимание на то, что в учебных заведениях с интенсивным обучением дети болеют очень часто и это обстоятельство мешает полноценному обучению и выполнению программы. Заинтересовавшись этой актуальной темой, кафедральные сотрудники с врачами детских поликлиник решили проанализировать ситуацию. Мы приобщили к решению этой задачи студентов медицинского университета, которых надо приучать к научно-исследовательской работе, чтобы они знали, как лучше применять свои знания на практике. Что же мы получили? Шокирующую статистику!

Основной негативный фактор — чрезвычайная нагрузка. Если в школе нагрузка для старшеклассников составляет 32 часа в неделю, то в лицеях и гимназиях она достигает 41 часа, а это на 15% превышает максимально допустимую нагрузку по санитарным и физиологическим нормам. Программа очень спрессованная, сложная, задается большее количество домашней работы. Если школьники тратят на выполнение домашних заданий в среднем 3—4 часа в день, то у лицеистов и гимназистов уходит на это почти 6 часов, причем с длительной работой на компьютере. Понятно, что происходит это за счет уменьшения времени для сна, отдыха, прогулок, физической активности. А ведь основная задача детей и подростков — расти, чтобы достичь полноценного состояния организма. А они вместо этого занимаются тяжелейшим трудом.

Вообще, школа согласовывает расписание занятий со специалистами санэпиднадзора. Но при дальнейшем анализе оказалось, что это больше формальность: согласованное расписание оказывается чем-то вроде потемкинских деревень. А фактически все сделано с точностью до наоборот — это удалось выяснить при опросах школьников, анализе расписания уроков при просмотре дневников. У детей нормальная работоспособность увеличивается к середине недели, затем наступает утомление, поэтому должно быть уменьшение нагрузки к концу недели. Но в лицеях и гимназиях тяжелые предметы стояли в расписании в начале и в конце недели. Есть специальная шкала Сухарева, которая оценивает предметы по степени их тяжести. Математика, физика, химия, русский язык признаны самыми трудными предметами.

Животы сводит от голода

Чтобы у ребенка были силы учиться, чтобы мозг мог справляться с работой, ему нужно обеспечить хорошее питание. Это то же самое, что и накормить лошадь овсом перед дальней дорогой. Если этого не сделать, она падет от переутомления. В отношении школьника все так же: будете кормить макаронами, булочками и слойками, ребенок не падет, конечно, но серьезно зачахнет.

— С питанием любопытные вещи мы отметили. Есть комбинат школьного питания, который ведет специализированные расчеты, сколько ребенку требуется белков, жиров, углеводов. Школьнику должно быть обеспечено двухразовое горячее питание в школе. Но это когда-то заведенное правило в жизни в отдельных учебных заведениях просто не выполняется, все фактически пущено на самотек. Как ребенок поест, тем и обойдется. Мы проводили анкетирование в разных городах Иркутской области. Что же получилось? Детям просто некогда покушать, они выбирают фаст-фуд невозможный — пиццу, сосиски в тесте, кексы, булочки. Мы проанализировали около 1000 анкет, где были ответы на вопрос «Что кушал вчера, когда и сколько?». Ответы просто шокировали. Вот пример: «Утром завтракал дома чаем и булкой. В школе на завтрак, обед и полдник ничего не ел. На ужин — макароны с курицей». Как школьник может учиться на таком рационе? Не все сдают деньги на питание — они кусочничают, экономят деньги для своих личных нужд. И никто этот процесс не контролирует. Когда я была главным педиатром Свердловского района, то возила в школы комиссии, чтобы показать, как кормят детей в школе. Было двухразовое горячее питание для детей всех классов. Сейчас все наоборот. «Практически весь день болит живот от голода» — это обычная жалоба детей. А мамы наши работают, им некогда проследить, чтобы ребенок нормально поел. И день школьника проходит бесконтрольно.

— Может, родителям стоит давать школьникам какие-то полезные продукты с собой?

— Следует стремиться к стопроцентному охвату полноценным питанием детей в школе. Лучше свежего и горячего питания для организма ничего нет. В идеале сами родители должны сдавать деньги на школьную столовую или буфет классному руководителю, а тому необходимо отследить, чтобы весь класс покушал. Хлеб с маслом и сыром, яйца, зелень, овощи, фрукты, мясо, рыба, горячие блюда — без этого невозможна нормальная учеба. Ребенок должен 500 мл молока или молочных продуктов в день употребить — это физиологическая норма. Для костей нужен кальций, а для мышц полноценный белок. Но мы узнали, что только половина детей пьет молоко ежедневно. Морепродукты едят редко, это касается большинства. Но чтобы работала голова, ей просто необходимы фосфолипиды, образующие оболочки нервных клеток. Они содержатся именно в жирной морской рыбе, других дарах моря.

А как со здоровьем?

Данные, полученные после детального обследования и анализа, удивили даже врачей с большим опытом работы. Школы и лицеи оценивались отдельно. При переходе в 5-й класс у всех детей отмечается примерно одинаковое физическое развитие. В целом в популяции 60—70 процентов детей должны иметь и обычно имеют гармоничное развитие: весовые и ростовые факторы находятся в пределах одних центильных коридоров (норматива). Затем картина меняется: если 60 процентов старшеклассников в школах еще сохраняют гармоничное развитие, то у детей, находящихся на интенсивном обучении, все наоборот. Лишь 29 процентов девочек имеют гармоничное физическое развитие, остальные не дорастают до назначенной им природой нормы. Есть три варианта развития событий: дети впадают в низкорослость, имеют дефицит массы тела и страдают от ожирения. У мальчиков картина не лучше.

— Вот такую мы растим популяцию. Какие трудовые ресурсы мы поставляем на российский рынок труда? Ребенок должен вырасти в детстве и отрочестве, быть здоровым, насколько это возможно, чтобы уже во взрослой жизни нормально трудиться. В Иркутской области был случай, когда 17-летний школьник сдал ЕГЭ и попал в больницу с инфарктом. После этой драмы мы стали смотреть ЭКГ у школьников, около 1000 человек проанализировали. Из лицеистов и гимназистов патологию имеют 90%. У них уже сейчас сердце должным образом не работает, а что будет дальше? Видимо, продолжение разговоров о вымирании россиян от сердечно-сосудистых заболеваний. Средняя продолжительность жизни мужчин в сельских районах Иркутской области сейчас 53 года.

— На какие еще органы и системы действует постоянное умственное переутомление?

— Результаты углубленных осмотров обнаружили нарушения обмена веществ у каждого второго, зрения — у каждого четвертого, опорно-двигательного аппарата — у каждого четвертого, нарушения нервной системы — у каждого пятого. Если применить аппаратную диагностику, результаты будут еще хуже. Острота зрения у школьников неуклонно падает, у многих развиваются сколиоз, болезни щитовидной железы, частые респираторные заболевания.

— Родители что тут могут сделать для своих детей?

— Родители должны знать: если ребенок имеет проблемы со здоровьем, они должны обдуманно подойти к выбору места его учебы. Не гонитесь за престижностью лицея или гимназии. Если ребенок имеют 3-ю группу здоровья, часто болеет, недоношенный, обладает хроническими заболеваниями, у него есть астма, нарушения функции сердца, желудочно-кишечного тракта — поберегите его. Отдайте в простую школу, этим самым вы сбережете его здоровье. Если же родители твердо намерены дать ребенку высокий уровень знаний школьной программы, то они должны быть готовы к определенным дополнительным затратам. И не на репетиторов, а на регулярные оздоровительные процедуры, продолжительные прогулки, полноценный отдых, летний в том числе. Ребенок должен получать не только витамины, но и пищевые добавки повышенной биологической ценности: фосфолипиды для работы мозга, омега-3 и омега-6 жирные кислоты, аминокислоты, антиоксиданты, левокарнитин и т. д. Поддерживать ребенка нужно всеми доступными методами: полноценный сон и отдых с достаточным пребыванием на свежем воздухе, подвижные игры, качественное пятиразовое питание. Интенсивное обучение предполагает и индивидуальное наблюдение у врача и психолога, который будет вести ребенка, контролировать и оценивать его физическое развитие и социальную адаптацию, вегетативную устойчивость, диагностировать и предупреждать нарушения здоровья на ранних этапах.

Школьную тревожность мы тоже изучали, она довольно высока. Дети живут с пагубными переживаниями относительно несоответствия ожиданиям окружающих, страха проверки знаний. Противостояние стрессу очень низкое. То есть если вы ведете ребенка на большой результат — будьте готовы к большим затратам, как временным организационным, так и финансовым.

— Сегодня популярны школы раннего развития. Они нужны, как вы думаете?

— Сама жизнь нас подводит к тому, что детей нужно как можно раньше готовить к школе, усиленно развивать. Это оправданно, если вы планируете интенсивную учебу в школе. Но, опять же, не стоит забывать, что дети все разные: кому-то много дано от природы, а кому-то нет. Потенциал здоровья тоже неодинаков. Оценивайте своего ребенка адекватно, по его возможностям. В этом вам могут помочь, например, дефектолог, детский психолог. Иначе велик риск сделать ребенка инвалидом, обладающим массой болезней, — кому это надо? Не каждый может учиться в лицее, гимназии и вузе. И не каждому это нужно.

Метки:
baikalpress_id:  13 911