Новый аэропорт: опять без места

Суждено ли планам по строительству нового аэропорта воплотиться в жизнь? Ответа на этот вопрос так и нет

Необходимость выноса аэропорта за пределы города обсуждается несколько десятилетий. Впервые этот вопрос был поднят еще в советские времена. Во второй половине 90-х после страшной авиакатастрофы в Мамонах грядущее строительство нового аэропорта и вовсе казалось вопросом решенным. В числе площадок под возведение авиагавани рассматривалось несколько вариантов, в том числе падь Ключевая, территория вблизи деревни Поздняково и площадка в 10 километрах от поселка Усть-Ордынского.

Последний вариант явно числился на тот момент в лидерах. Проект прошел ряд предварительных согласований, а в самой Усть-Орде была создана дирекция по строительству аэропорта. Будущей гавани суждено было носить название «Байкал». В разработке проекта и в его дальнейшем продвижении активное участие принимал депутат Госдумы РФ от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Сергей Босхолов. Еще тогда, в 90-х, он аргументированно заявлял, что лучшей площадки для размещения аэропорта нет и быть не может.

— Тогда же я говорил и о том, что разработка других вариантов — лишь пустая трата времени и финансовых средств. Кажется, сегодня есть основания утверждать, что Сергей Босхолов был абсолютно прав.

Ночью не будут летать самолеты?

На прошлой неделе Российское агентство воздушного транспорта выразило намерение ограничить полеты шумных самолетов над городскими просторами в ночное время суток. Нововведение коснется прежде всего аэропортов, которые находятся в черте мегаполисов. В частности, воздушных гаваней Омска, Красноярска, Сыктывкара, Иркутска. В Америке и государствах Европы подобные ограничения были введены еще в начале 2000-х. Причины ясны: гул ряда летательных аппаратов, сконструированных в прошлом веке, превышает предельно допустимые шумовые нормы. В число нарушителей входят, в частности, ходовые Ту-134, Ту-154, Ил-86.

Как пояснили в пресс-службе Иркутского аэропорта, пока речь идет лишь о проекте закона, который в первую очередь должен коснуться зоны столичного авиационного узла. В случае если нововведение затронет и столицу Приангарья, расписание будет пересмотрено, на пассажирах вероятные изменения никоим образом не скажутся. Зато скажутся они, надо полагать, на комфорте жителей домов, расположенных в районе аэропорта. К реву летящих авиалайнеров люди здесь давно привыкли. Как, смеясь, заметила одна из местных жительниц, она по одному лишь гулу самолета навскидку может сказать тип и марку летательного аппарата.

— Я 22 года здесь живу и ночью давно уже от гула самолетов не просыпаюсь. У нас даже дети к реву двигателей с младенчества привыкают. Хотя что говорить — привычка-то плохая, — рассказывает Зина Ивановна Широколобова с улицы Советской. — Хотя, помню, когда мы только переехали, жутковато было. Казалось, самолеты прямо над головой летят — того гляди крышу дома заденут.

— Понятно, что местные жители к шуму давно привыкли, но вот я, например, когда в гости к дочери приезжаю, только диву даюсь. Рев порой такой стоит, что стекла дребезжат, — говорит в свою очередь иркутянин Лев Николаевич. — По большому счету аэропорт давно пора перенести за пределы города. И дышать будет легче, и жить спокойнее.

Вместо аэропорта — новый микрорайон?

Солидарен с точкой зрения Льва Николаевича и профессор, доктор архитектуры Андрей Большаков. По его мнению, только вариант окончательного закрытия действующего аэропорта будет в полной степени отвечать требованиям экологической и техногенной безопасности.

— В таком случае город получит еще и отличную площадку под строительство, — отмечает Андрей Большаков. — В отличие от традиционной точечной застройки ее освоение может стать примером реализации проекта комплексного, продуманного строительства. В сравнении с масштабной застройкой Чертугеевского залива или дальнейшим освоением Байкальского тракта возведение микрорайона на площадке действующего аэропорта не нанесет ущерба чистоте воды и не повлечет за собой сокращение зеленых зон.

Впрочем, согласно генплану, рассчитанному на срок до 2020 года, как минимум в ближайшие восемь лет столь радикальные перемены Иркутскому аэропорту явно не грозят.

Эпопея продолжается

Итак, несмотря на давность лет, масштабные планы по строительству нового аэропорта все никак не воплотятся в жизнь. Тогда, в конце 90-х, лоббирование проекта строительства аэропорта «Байкал», который подразумевал не просто новый аэропорт, а современный транспортный узел, способный обслуживать трансполярные рейсы, увы, должных результатов не принесло. По одной из версий, причиной стало расхождение интересов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Будучи разными субъектами Федерации, прийти к единому решению они не смогли.

В очередной раз затишье сменилось шквалом разговоров о необходимости реализации проекта строительства аэропорта после авиакатастрофы 2006 года. Наиболее перспективной площадкой для его реализации была признана падь Ключевая. В числе аргументов за звучали доводы об ее удачном месторасположении относительно Иркутска, Ангарска и Шелехова, что в числе прочего играло на руку идее агломерации, которую активно продвигал тогдашний губернатор Александр Тишанин.

В числе аргументов против — скромный потенциал территории, на которой при всем желании не разместить должного количества взлетных полос, неблагоприятные климатические условия, соседство с международным центром по обогащению урана. С критикой в адрес проекта выступил и Иркутский авиазавод, поскольку в небе над предполагаемой площадкой размещается их зона тренировочных полетов. В итоге дальше обсуждений дело не сдвинулось, и взоры руководства (теперь уже в лице губернатора Игоря Есиповского) были обращены в сторону площадки вблизи деревни Поздняково. И вновь разгорелись баталии, вновь были выдвинуты многочисленные «за» и «против». Тем не менее, предварительные согласования проект прошел, одобрение Минобороны было получено, и, казалось бы, в отличие от своих предшественников, проект размещения аэропорта на территории Хомутовского МО был близок к началу реализации. Однако минувшим летом стало известно: одобрения Главгосэкспертизы России проект так не получил. Все вернулось на круги своя.

Выбор не сделан

Вместе с тем, согласно комментариям чиновников, окончательное табу на той или иной площадке не поставлено. Варианты изменений, которые позволили бы найти оптимальное решение, все еще прорабатываются. Кто-то из экспертов не теряет надежды на реализацию проекта строительства аэропорта «Иркутск-Новый» вблизи Поздняково, кто-то по-прежнему считает, что с точки зрения экономической целесообразности оптимальной площадкой под авиагавань остается падь Ключевая.

— Я считаю, что площадка между Иркутском и Ангарском — оптимальное решение, — считает Сергей Курилов, депутат Заксобрания Иркутской области, председатель бюджетного комитета. — Размещение аэропорта в данном районе послужило бы толчком для дальнейшего развития территории как экономической зоны производственного типа и за счет развития транспортной схемы сблизило два крупных города области. Солидарен с мнением Сергея Курилова и Алексей Козьмин, президент Фонда регионального развития Иркутской области.

— Именно на этой базе реально строительство современного логистического центра, объединяющего автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки. Эта площадка является оптимальной с точки зрения удаленности от трех городов — она находится почти в центре агломерации.

Между тем в преддверии минувшего Байкальского экономического форума, отвечая на вопросы газеты «СМ Номер один», министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин отметил, что проект строительства нового аэропорта по-прежнему ждет реализации.

— Как только будет определен инвестор, сразу будут определены сроки и место строительства нового аэропорта, — отметил министр.

И вновь Усть-Орда?

И вот потенциальный инвестор, кажется, нашелся. В рамках минувшего БЭФа представители швейцарской финансово-промышленной группы Gruppo ASG выразили готовность выступить инвесторами и взять на себя львиную долю затрат на реализацию глобального проекта. Правда, не какого-нибудь, а проекта строительства аэропорта на базе площадки вблизи Усть-Орды. Того самого проекта, основы которого были разработаны еще в конце 90-х. На Байкальском экономическом форуме этот вопрос обсуждался в рамках международной конференции «Европа — Россия — АТР: развитие транспортной инфраструктуры» под председательством главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина. Однако каких-либо официальных решений на сей счет пока так и не принято.

Между тем жители поселка Усть-Ордынского подтверждают: на уровне рядового населения разговоры о предстоящем строительстве аэропорта возобновились с новой силой. Мнения, как обычно, звучат разные. Кто-то боится остаться без пастбищ, кто-то рассчитывает получить новое место работы.

По мнению экс-главы поселка Усть-Ордынского, депутата местной думы Дмитрия Бурбанова, строительство нового аэропорта, проект которого подразумевает и возведение масштабной инфраструктуры, в частности прокладку железной дороги, строительство моста через Ангару) несет колоссальные перспективы не только для поселка и округа, но и для области в целом.

— Если шанс на удачную реализацию проекта есть — упускать его нельзя. Нельзя наступать на одни и те же грабли, нужно отстаивать интересы региона.

Кто виноват и что делать?

Сегодня долгоиграющие планы по строительству нового аэропорта впору сравнить с темпами развития особой экономической зоны. Оба проекта обещают региону колоссальные перспективы, однако воз и ныне там. В чем причина неудач? Одни склонны ссылаться на частую смену местного руководства, другие — на отсутствие консолидированных интересов.

— Реализации проекта строительства нового аэропорта мешает отсутствие политической воли — как на региональном, так и на федеральном уровне, — считает Алексей Козьмин. — Для реализации крупных инвестиционных проектов необходима консолидация региональных элит и их активная совместная работа с федеральным центром. Как мы видим на примере Республики Бурятия, в частности развития на их территории ОЭЗ, такой вариант возможен. В Иркутской области, к сожалению, на протяжении последних 5 лет такая практика отсутствует.

— Каждый новый руководитель региона считал себя новатором и брался за реализацию очередного проекта. В этом, я считаю, одна из причин сложившейся ситуации, — отмечает в свою очередь Сергей Босхолов. — Нынешнее же руководство области, как мне кажется, прорабатывает все возможные варианты и с принятием окончательного решения не спешит. Это, я считаю, хороший знак.

Не исключает экс-депутат Госдумы РФ и происки конкурентов, которые, вполне возможно, внесли свою лепту в неодобрение и несогласование тех или иных проектов. Промедление в их реализации сулит соседним регионам повышение шансов на удачное воплощение их собственных планов. На кону, напомним, возведение не просто новой воздушной гавани, а масштабного комплекса, призванного стать крупнейшим транспортным узлом на востоке страны. А это новые рабочие места, значительные отчисления в местные бюджеты, повышение уровня товарооборота...

Метки:
baikalpress_id:  13 844