«Мама, дай пять рублей!»

Первая копилка появляется у современных детей еще в садике

В сентябре наша газета писала о детском и подростковом воровстве, сегодня мы обращаемся к другой близкой и не менее актуальной теме — карманные деньги. Должны ли они быть у ребенка? Безусловно. Ведь денежные знаки — это прежде всего возможности и в какой-то степени свобода. Это возможности удовлетворять свои потребности и желания, начиная от элементарных — еда, питье, одежда, образование — и заканчивая теми мелочами, что так украшают нашу жизнь, делают ее яркой и разнообразной — развлечения, путешествия, а соответственно, и новые впечатления и свежие краски. Современные дети, очень развитые и продвинутые, живущие в век информации и меркантильных ценностей, рано узнают ценность и власть денег. Даже трех-четырехлетний малыш прекрасно понимает, что игрушку нельзя взять в магазине просто так, ее нужно купить. А 7-летний ребенок, по мнению психологов, уже должен иметь свои первые карманные деньги.

Умение обращаться с деньгами — важный социальный навык

Финансы и все, что с ними связано, — неотъемлемая часть жизни взрослых. Той жизни, что так манит детей, кажется им невыразимо привлекательной — еще бы, деньги там можно получать и тратить самостоятельно, без оглядок на кого-либо. Безусловно, к такой столь важной составляющей жизни, как финансы, денежные потоки и распределения их, детей надо готовить, как и к любому другому социальному навыку. Ведь социальное развитие, и это факт, гораздо хуже идет у детей без участия взрослых. Здесь, кстати, важны и теория, и практика. Можно рассказать ребенку, откуда у взрослых берутся деньги, что достаются они трудом и просто так никто никогда денег не получает.

— Согласно нашим наблюдениям, первые карманные деньги у детей появляются в 7 лет — когда малыш отправляется в школу. Некоторые родители начинают бояться, суетиться — как же так, это же деньги, вдруг потеряет, отберут? Но именно через практику ребенок и научится обращаться с деньгами, считать их, просчитывать сдачу, разумно расходовать. Как этому можно научиться теоретически? Собственные деньги дадут и собственный ценный опыт. Обращение с деньгами — это то, чему не научишься из книжек, из рассказов других людей. Конечно, возможны и потери, неразумные траты. Но это нормально — ребенок учится и совершает ошибки, куда же без них? Но в этом возрасте больших сумм малыш обычно не получает, поэтому и потерь больших тоже не будет, — делится своими наблюдениями Анна Рокотова, психолог.

Кстати, современные родители прививают навыки обращения с деньгами еще раньше — буквально с детского сада. Лично приходилось слышать, как шестилетний мальчик хвастался, что отец дает ему деньги не только за красивые аппликации и поделки, но и если он хорошо... покакает. В том, что это перебор, отца не мог убедить никто, авторитетов для него не существовало. Ну что ж, если человек готов платить за то, что другие дети выдают на-гора, регулярно и бесплатно, это его личное дело. Правда, интересно было бы и понаблюдать: а сколько продлится этот эксперимент? И за что в будущем будет требовать деньги подросток, а потом и студент? Дошкольник, который еще не остается без надзора взрослых, пока может обойтись без регулярной еженедельной суммы. Но ребенку можно приобрести (или сделать самим — что интересней) копилку и потихоньку выдавать мелкие монетки. Поскольку мелочь мы обычно храним в карманах верхней одежды, которая легко доступна, следует сразу научить ребенка — брать деньги самому нельзя! Даже если очень хочется. Бросая монетки в копилку, ожидая, как из рублей и пятачков накопится сторублевая бумажка, ребенок учится терпению и ожиданию.

Итак, ребенок пошел в школу. Сколько же денег ему выдавать? Здесь нет ответа, устраивающего всех. Понятно, что ученику начальной школы много денег не требуется — в школе их обычно кормят, разве что захочется какого-то дополнительного угощения или игрушку. Научите ребенка высчитывать сдачу — при азах математического счета это будет нетрудно. Чем старше ребенок, тем больше денег ему нужно — журналы, диски, косметика, походы в кафе и в кино. Мир подростков сложен и многогранен, и зачастую того, у кого никогда нет денег на развлечения, и в компанию ни принимают. Жестоко, но факт, родители — имейте это в виду! С другой стороны, и выше головы прыгать не нужно — детские карманные деньги должны быть соизмеримы с семейным бюджетом. Не нужно давать денег больше, чем вы в состоянии себе позволить. Здесь важно доходчиво объяснить, что чувство материального превосходства демонстрируют лишь те, кому нечем больше похвастаться.

Оценки и работу по дому не оплачиваем

Принимая решение выдавать ребенку карманные деньги, родители часто совершают большую ошибку. Они дают их в награду за что-то — за хорошие отметки или работу по дому. Этот подход в корне неверный.

— Деньги, полученные за примерное поведение, за хорошую учебу, за элементарную помощь по дому, развращают, воспитывают в ребенке потребительские качества. А как же иначе? И выросший отрок уже вряд ли согласится сделать что-то бесплатно, что вполне объяснимо — он привык, что за любую помощь ему платят деньги. Если сын или дочь вдруг начинают требовать доплаты за вынесенный мусор или вымытую посуду, стоит и маме попросить платы за ежедневные ужины, стирку, уборку и т. д. Обычно такой пример обескураживает, — советует психолог. — Впрочем, подобную ошибку родители обычно совершают из благих побуждений — они не видят иных способов заставить, побудить ребенка хорошо учиться либо помогать по дому. Здесь результат, как правило, не заставляет себя ждать. Но какой ценой? Ценой такой неприятной черты в характере ребенка, как расчетливость.

Поэтому, как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно. Карманные деньги мы даем не в награду за что-то, не с расчетом получить помощь по дому, а просто так — для удовлетворения нужд ребенка. И чтобы подготовить его к вхождению во взрослый мир, где уметь зарабатывать, тратить и считать просто необходимо. Другие простые правила в отношении денег — выдавать карманные деньги регулярно; не требовать отчета — а на что же они пошли; отказаться от покупки ребенку разных приятных мелочей — об этом он должен думать сам. Суть эксперимента с карманными деньгами во многом состоит в том, чтобы научить ребенка рассчитывать свои траты. Не смог? Потратил все в начале недели и теперь просит дополнительного финансирования? Отказать! Здесь возможны нытье, плач, жалобы (особенно у детей 7—8 лет), но нужно умет настоять на своем. Потому что уже после одной поблажки ребенок может усвоить — даже если он потратил все подчистую, родители всегда выручат. Уже во взрослом возрасте человек, которого в детстве выручали родители, возможно, будет часто занимать деньги.

Недопустимо и использовать карманные деньги как средство манипуляции и шантажа, угрожать отказом давать их тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается или отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму и в период ссоры с детьми. Лучше всего усвоить раз и навсегда: карманные деньги не зависят от настроения родителей, поведения ребенка, других обстоятельств. Они просто есть и все. И возможно, выросший отпрыск скажет вам спасибо за уроки обращения с деньгами.

Метки:
baikalpress_id:  13 798