Только без нервов!

Человек, возивший Фиделя Кастро и Никиту Хрущева, открыл секрет долголетия

Иркутянин Павел Иванович Латышев — человек уникальный. В свои 100 лет он имеет ясный ум, здоровое сердце, отличную память, увлекается резьбой по дереву и делает в своей квартире мелкие ремонтные работы. Из возрастных недугов только, пожалуй, небольшие проблемы со слухом. Впрочем, и жизнь его, выпавшая сразу на три эпохи — царскую, советскую и демократическую, — не менее уникальна. Чего стоят только некоторые факты биографии: его пассажирами были Фидель Кастро и Никита Хрущев. В сентябре нынешнего года иркутянин отпраздновал свой вековой юбилей.

Полярники и патронный завод

Павел Иванович родился и вырос в Иркутске. Когда ему было семь лет, началась Гражданская война, поэтому в школу он пошел позднее, через три года. В подростковом возрасте всерьез увлекся автомобилями.

— В 1925 году в Иркутске были созданы автомастерские. Нужно было все оставшиеся после войны автомобили интервентов — Франции, Англии, Италии, Германии, Чехословакии, Японии — осваивать и пускать по дорогам. Ведь стране нужен был транспорт, надо было восстанавливать заводы, строить здания. Поэтому в возрасте 15 лет я пошел учиться на водителя. Вначале был учеником, а когда исполнилось 20 лет, меня назначили начальником мастерских, — рассказывает Павел Иванович. Затем была недолгая служба в армии. С диагнозом «истощение организма» молодой боец был временно исключен из рядов Красной армии — сказались последствия бедности и голода, которые обрушились на всю страну в годы Гражданской войны. Тогда он решил поступить в автодорожный техникум, но и там долго учиться не пришлось. К этому времени Павел Латышев уже был женат, у него родился сын, поэтому нужно было думать о финансовом обеспечении молодой семьи. Поэтому он устроился водителем общественного транспорта в Иркутске. В то время автобусы в городе ходили только по одному маршруту: от маратовской бани до понтонного моста.

С особой гордостью Павел Иванович рассказывает о периоде работы со знаменитыми советскими полярниками, изучавшими Арктику. Работая водителем в управлении Северного морского пути, которое вначале возглавлял Отто Юльевич Шмидт, а затем знаменитый исследователь Арктики Иван Папанин, он доставлял необходимое оборудование и продовольствие для арктической экспедиции. Маршрут проходил из Иркутска до районов Крайнего Севера.

— В 1935 году во льдах был зажат ледокол «Челюскин», и нужно было эвакуировать оттуда более 1000 пассажиров. Но для их перевозки нужно было много горючего, и мы, работники иркутского Севморпути, участвовали в доставке полярникам горюче-смазочных материалов. Из Иркутска возили их до Качуга, а оттуда по льду Лены до самого Киренска. В общей сложности мы проезжали расстояние до 900 км.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт Павла Латышева из-за болезни не взяли, а направили работать водителем на строительстве патронного завода, который был перенесен в Иркутскую область из Центральной России. Нужно было возить материалы от одного отделения завода до другого (а находились они в разных частях города) и по цехам.

— Работали мы по 12 часов в сутки. Без выходных, без отпуска все пять лет. У нас было одно стремление: помочь нашим бойцам быстрее победить, чтобы война закончилась. Когда пришла Победа, люди так ликовали, так плакали и радовались, что мы победили, что эта тяжелая жизнь закончилась! — вспоминает иркутянин.

Пассажир Фидель Кастро

После войны и до самой пенсии Павел Латышев проработал водителем на предприятии «Востсибуголь». Был личным водителем руководства предприятия, возил многих VIP-персон, глав советских республик и других знаменитых политиков. Однажды даже довелось везти на Байкал Фиделя Кастро, а во время строительства Братской ГЭС — Никиту Хрущева. Павел Иванович вспоминает разговор, который произошел в поездке.

— Никита Сергеевич спросил: «А скажите, сколько для вашей машины нужно горючего». Я сказал, что более 20 литров на 100 км. Тогда Никита Сергеевич говорит: «Зачем нам такие большие машины, которым нужно так много топлива? Мы будем делать легкие автомобили, чтобы меньше горючего тратить». После этого мы перестали ездить на крупногабаритных автомобилях, таких как ЗИЛ-110 (семиместный автомобиль. — Прим. авт.), а стали ездить на более легких.

За всю свою трудовую деятельность, с 1925-го по 1980 год, в общей сложности Павел Латышев преодолел около 3 млн километров дорог — и ни одной аварии!

— Я всегда любил свою профессию. Мне часто предлагали повышения по должности, например преподавать автодело или работать начальником автоинспекции, трудиться в административном отделе Востсибугля. То есть предлагали перейти на работу, не связанную с профессией шофера. Но я всегда отказывался. Потому что я всегда был предан своему автомобилю так же, как своей жене, — говорит Павел Иванович. Все эти годы рядом с ним была его любимая Люся, с которой Павел Иванович прожил целых 77 лет.

— Когда отмечали 75-летие свадьбы, нам сказали, что в России это первый случай такой длительной совместной жизни. Люся умерла в 96 лет. Это был исключительный человек! Мы так дружно жили! Никаких скандалов, ни ревности... Мы доверяли друг другу. Это был мой самый близкий друг, — говорит он.

Секрет долголетия

По словам юбиляра, какого-то особенного, необыкновенного секрета долголетия у него нет. Но все же прожить до 100 лет ему помогли полезные привычки. У Павла Ивановича никогда не было пристрастия к выпивке, курению. Он занимался спортом, любил футбол, ездил на кавказские оздоровительные курорты. Но самое главное, что сохранило до 100 лет здоровое сердце и ясный ум, — это привычка никогда не нервничать, считает Павел Иванович.

— Самое главное у человека — это нервы. Надо меньше нервничать, потому что нервы разрушают весь организм человека. А у меня не было причин нервничать. Я твердо знал, что мне нужно в жизни. У меня была семья, работа. Все дети хорошие, внуки тоже. Так что причин переживать у меня нет, — говорит долгожитель.

Метки:
baikalpress_id:  23 788