Иркутск будут уплотнять

Трамваи — в Первомайский, предприятия — за черту города

Генплан, утвержденный в 2007 году, претерпевает изменения. Проектировщики в лице специалистов Иркутскгражданпроекта и Иркутскгипродорнии разработали проект изменений главного градостроительного документа. Причин тому несколько: это и проекты планировок, разработанные почему-то не до, а после утверждения генплана, а также новые, недавно принятые нормативные акты, которые в большей степени отвечают потребностям дня сегодняшнего. В настоящий момент проект изменений проходит публичные слушания. Проходит в формате оживленных дискуссий, дебатов, споров. Нареканий и замечаний в адрес генплана со стороны горожан звучит масса. Причем зачастую люди негодуют не по поводу вносимых изменений, а по факту тех перспектив, которые были заложены еще в генплане 2007 года. В числе спорных моментов — снос деревянных домов, точечная застройка, проект дороги через Кайскую рощу. В целом же и рядовые горожане, и ряд специалистов с горечью отмечают: город планируют уплотнять — Иркутск будет расти не вширь, а вглубь.

В чем отличия?

Главный недостаток, который приписывают генплану, утвержденному в 2007 году, — несоответствие реалиям дня сегодняшнего, а точнее, даже завтрашнего. Вносимые корректировки и призваны в конечном итоге усовершенствовать главный градостроительный документ. В том числе и за счет новых нормативно-правовых актов, которые легли в основу проекта изменений. Например, в части парковочных мест, которых, согласно документу нового образца, предусматривается сделать в большем количестве.

Изменился и ряд параметров: генплан, рассчитанный на срок до 2020 года, предполагает численность населения в 617 тысяч жителей вместо прежней цифры в 620 тысяч. Через 10 лет, согласно проекту, на каждого иркутянина будет приходиться в среднем по 29 квадратных метров жилья (в настоящий момент этот показатель составляет чуть больше 20).

Поликлиники, клубы, бассейны

В общей сложности в Иркутске планируется снести порядка восьмисот тысяч квадратных метров жилья, построить — около шести с половиной миллионов. Рекордсменом в части новостроек призван стать Октябрьский округ. Далее следуют Свердловский и Ленинский соответственно. В числе наиболее перспективных площадок под строительство значатся Топкинский и Марата, территории района Студгородка, улиц Чайковского и Помяловского, а также полуостров Чертугеевский и ряд микрорайонов Ново-Ленино.

В целом генплан нового образца сулит масштабные перемены. Территория жилой застройки, к примеру, увеличится к 2020 году на 37%, а количество деловых и общественных центров возрастет в два раза.

Только в Свердловском районе предполагается построить три спортивных зала, пять новых поликлиник, четыре клуба, бассейн и кинотеатр. Предполагает генплан и значительное развитие транспортной и инженерной инфраструктур.

Троллейбусы и трамваи

Дополнение к перспективе — пустить троллейбус по новому Ангарскому мосту, а также по улицам Пискунова, Старокузьмихинской и 3 Июля, изменения к главному градостроительному документу предполагают прокладку дополнительной троллейбусной линии по улице Стасова, а также вынос троллейбусного депо на улицу Розы Люксембург. Надо полагать, что и у жителей микрорайона Ново-Ленино в грядущем появится возможность регулярно прибегать к услугам троллейбусного транспорта. Что касается трамваев, то радикальное решение градостроителей убрать их с улицы Декабрьских Событий у разработчиков проекта нового образца одобрения не нашли — трамваи на этой улице останутся.

— Улица Декабрьских Событий отличается высокой плотностью населения, поэтому трамвай мы решили не убирать. Тем более это актуально в связи с масштабной застройкой в районе улицы Ширямова, — комментирует главный архитектор проектов департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии» Елена Хазыкова.

В дополнение к, мягко говоря, неожиданной идее авторов генплана проложить трамвайные пути в Иркутск II разработчики изменений к градостроительному документу привнесли еще одно — пустить трамвай в микрорайоны Университетский и Первомайский. По всему видно — легких путей градостроители не ищут.

— Да? Интересно... Если честно, не слышал, — с удивлением комментирует главный инженер трамвайного депо Олег Огнев. — Вообще-то я думаю, там и троллейбуса достаточно, да и профиль дороги проблематичный. Прокладка трамвайных путей — это приличные вложения; боюсь, городу они будут не под силу.

В числе прочих любопытных перемен, которые в случае утверждения проекта изменений коснутся транспортной системы города, значатся возведение нового пассажирского ж/д вокзала в районе Затона, размещение дополнительных пристаней на острове Конном и в створе улицы 30 Дивизии, а также перенос автовокзала с Октябрьской Революции в Ленинский округ, в район Узловой. Последняя новость, судя по отзывам, ни иркутян, ни жителей области особенно не радует.

Кто куда переедет?

Нельзя обойти стороной и еще один пункт, который отражен в проекте изменений к генплану: вынос за пределы города свыше сотни объектов промышленного и коммунально-складского назначения. В числе предприятий, которых ждет переезд, значатся и крупные заводы, и скромные ИП, и целый ряд промышленных объектов, на базе которых давно производят непрофильную продукцию. Например, Иркутский дрожжевой завод, который не выпускает дрожжи последние года два. Впрочем, так или иначе, но собственникам предприятий грядущие перемены сулят как минимум массу хлопот и финансовых издержек. Однако сами владельцы фабрик и заводов бодрость духа не теряют и намерения городских властей всерьез воспринимать, похоже, не спешат.

Вооружившись списком потенциальных переселенцев, мы навскидку позвонили на несколько крупных предприятий. Оказалось, вероятные перемены вызывают главным образом недоумение — законодательная база неясна, порядок выноса предприятий за черту города загадочен.

— Работаем в штатном режиме, в общем-то не переживаем. Если предприятие частное, если земля в собственности, то как, каким образом?.. — задается вопросом помощник директора финансово-строительной компании «Вектор» Ольга Новикова. — Не знаю...

— Мы крупное предприятие, и, чтобы перенести завод, инициаторам идеи нужно сначала посчитать, сколько это будет стоить, и, зная сумму, уже о чем-то говорить, — комментирует Михаил Лукьянов, финансовый директор ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения». — А пока это разговоры ни о чем. Как стоял завод в центре города, так и будет стоять. В общей сложности из 650 объектов промышленного назначения выносу, а также перепрофилированию, ликвидации и передислокации подлежит 114. На месте площадок предполагается возводить жилые дома и обустраивать зеленые зоны.

Спорные моменты

В настоящий момент проект изменений обсуждается на публичных слушаниях. В двух районах города таковые уже состоялись, еще в двух пройдут 21 и 22 октября. При этом нельзя не отметить: дебаты в ходе собраний разгораются нешуточные. В Свердловском районе, к примеру, слушания прошли при полном аншлаге. В числе первых, как и следовало ожидать, выступали представители садоводства «Садовод», коих пришло не меньше двадцати человек. Возмущение дачников, через чьи приусадебные участки проектировщики задумали проложить дорогу по Кайской горе, поддержали рядовые горожане, сторонние специалисты, представители общественных организаций. С одной стороны, звучали аргументы об уникальности реликтовой рощи и катастрофической нехватки зеленых зон, с другой — о плотном автомобильном потоке, о необходимости развивать транспортную систему города.

Отдельной строкой отметим, что проект дороги через Кайскую рощу был предусмотрен и генпланом 2007 года. Почему дачники ранее о нем не слышали — вопрос. Причем и садоводов, и самих проектировщиков данный факт удивляет в равной степени.

Не вширь, а вглубь

Итак, согласно данным генплана, в ближайшие 10 лет численность населения в Иркутске увеличится, а площадь жилой застройки возрастет, в то время как границы города останутся прежними. Это означает лишь одно: город будет уплотняться, расти не вширь, а вглубь.

— Наша градостроительная политика продолжает придерживаться той же идеологии, что и прежде. Я считаю, это недопустимо — нужно расширять границы города, а не пытаться впихнуть, вместить, уплотнить. Некоторые внутрирайонные зеленые площади уже значатся в числе отданных под застройку. И проектировщики, к сожалению, ссылаются в данном случае на землеотводы, с которыми якобы не могут не считаться. Такая позиция, я считаю, в корне неверна, — убежден доктор архитектуры Андрей Большаков. — Эти земли должны распределяться исходя из генплана, а не генплан разрабатываться в соответствии с землеотводами.

Учтут ли замечания?

По итогам публичных слушаний разработчики обещают внести в документ корректировки. Какие предложения и замечания найдут в них отражение — покажет время. Отметим только, что ряд спорных моментов градостроители уже учли: злополучную дорогу через Кайскую гору отвели от садоводства «Садовод» (хотя широкую общественность и такой вариант не устраивает), а проект малоэтажной застройки в зоне Ершовского водозабора из генплана убрали.

После внесения корректировок проект изменений ляжет на стол мэра города Иркутска. Если новый генплан будет одобрен градоначальником, документ отправят на утверждение городской думы Иркутска. Между тем у иркутян еще есть время высказаться. В четверг, 21 октября, в 15.00 в культурно-досуговом центре «Дружба» пройдут публичные слушания, где будут обсуждать грядущие градостроительные перемены в Октябрьском округе. В пятницу, 22 октября, в 14.30 по адресу Ленина, 14, — обсуждение изменений в Правобережном округе.

Метки:
Загрузка...