Шесть мыслей о жилище

Автор книги о ЖКХ размышляет о жилищном фонде Иркутска

Профессиональный управленец в сфере ЖКХ Приангарья Константин Маркелов, несколько лет возглавлявший жилищные управляющие организации в регионе, издал объемный труд, который так и назвал: «Жилищное хозяйство: управление и самоуправление». Рискнем предположить, что это первое исследование на тему реформы ЖКХ, созданное в Приангарье. В книге, состоящей более чем из пятисот страниц, Маркелов обобщил опыт своей работы и поделился соответствующими знаниями с читателем. Сразу после выхода книги в свет Константин Маркелов посетил редакцию газеты «СМ Номер один», где в беседе с журналистом высказал ряд смелых тезисов относительно жилищной реформы и ЖКХ в целом.

1. О руинах

Нам досталось тяжелое наследие в виде полуразрушенного жилого фонда. Пока он не развалился окончательно, государство решило перевалить аварийное жилье со своих плеч на плечи собственников. Так началась жилищная реформа.

— Для этого был написан новый Жилищный кодекс, — считает Константин Маркелов. — Но получилось так, что этот документ шел вразрез с законом о приватизации. Статья 16 этого закона обязывала государство провести капитальный ремонт жилья, и уже потом следовало бы передавать его в руки собственников.

Между тем, по самым оптимистичным оценкам, для этого потребовалось бы более 3 триллионов рублей. Государство не готово было выделить такую сумму, и людям, по сути, передали руины.

2. О тарифах

Для того чтобы содержать в порядке ветхий жилой фонд, тарифы нужно поднять в два, а то и три раза. Это плата за многолетнее бездействие, которое наблюдалось в жилищной сфере на протяжении последних десятков лет.

Сейчас поднять тарифы в разы невозможно — в ответ поднимется волна общественного негодования. Тем не менее постепенное увеличение тарифов неизбежно, и это в итоге приведет к тому, что наши расценки на услуги ЖКХ будут совместимы с расценками стран Западной Европы. К примеру, в Германии легче купить новую посуду, чем вымыть ее в проточной воде. И все потому, что вода очень дорогая, да и все ресурсы тоже. Для того чтобы принять душ, люди там включают и выключают воду до 15 раз, стремясь сэкономить и не проронить ни одной лишней капли.

3. О приборах учета

Несколько лет назад в Иркутске на те дома, которые забрали себе в управление муниципальные управления, были установлены общедомовые приборы учета тепла. Эта история не афишировалась, люди об этом ничего не знали. Объяснялось это все городской программой энергоресурсосбережения, хотя на самом деле прибор ничего не сберегает, он просто учитывает.

Тем временем людям как начисляли муниципальный тариф, так и продолжали начислять, при этом расчет с поставщиком тепла производился по прибору учета. Получалась существенная разница — 30, а то и все 40%, которые оседают где-то в системе ЖКХ, потому что никаких перерасчетов в большинстве случаев не происходит.

4. О выборе УК

В Иркутске реально выбирали способ управления жилищным фондом собственники не более десятка домов. За всех остальных все было решено без их участия. Протоколы, уверен Маркелов, подделывались, собрания проводились формально. Иркутские дома-хрущевки в большинстве своем были просто переданы управлениям. Каким-то единичным домам удалось избежать этой участи благодаря активным собственникам. Там люди собирались, обсуждали, кому доверить управление своим домом.

5. О смене УК

Сегодня все убеждены, что управляющую компанию поменять очень легко. Вроде как провели собрание — и расторгли договор... На деле же ничего подобного. Договор в одностороннем порядке расторгнуть не так-то и просто. Нужны веские основания.

Сегодня ты заключил договор с управляющей компанией, завтра передумал. УК спрашивает: а основания какие? Вы рассказываете про то, что не выполнены условия договора, но это еще нужно доказать. Нужны жалобы, решения контролирующих органов. Чтобы расторгнуть договор, необходимо решение общего собрания. Но проводить такие собрания должным образом, так, чтобы решение нельзя было оспорить в суде, умеют единицы. Попав в лапы управляющей компании, вырваться из них не так-то просто.

6. О новостройках

Казалось бы, меньше всего проблем с обслуживанием дома должно быть у управляющей компании, взявшей в управление новостройку. Но это далеко не так.

К примеру, предлагается в управление новостройка. Смотришь на нее и видишь тюрьму. Понимаешь: кто за нее возьмется, может закончить свой путь в местах не столь отдаленных. Идешь дальше, смотришь следующую и понимаешь, что по сравнению с этой первая еще конфеткой была. Основная проблема новостроек — почти все они сдаются недостроенными. Построили дом тяп-ляп, сдали неизвестно кому, вывеску поменяли благодаря дыркам в законодательстве — и строят дальше. Гарантий никаких никто не несет.

Измотанным дольщикам застройщик подсовывает акт приема-передачи, а те подписывают не глядя, лишь бы заселиться. В актах везде пишут: «Претензий не имею» — и ставят подписи.

А потом начинаются проблемы, претензии к управляющим организациям: то не работает, это не работает, благоустройство не сделано, крыша течет.

Загрузка...