Гимн, герб и медведь

Старинному селу Хомутово исполнилось в минувшие выходные 325 лет

В селе, через которое пролегал некогда старый Якутский тракт, где останавливались соратник Ленина Орджоникидзе и революционер Улицкий, в минувшие выходные отметили 325-ю годовщину со дня основания. Праздновали широко и с размахом: полторы тысячи уличных флажков, торжественное шествие, шикарный ночной салют, которые подарили жителям местные предприниматели... По всему видно: к дню рождения села хомутовцы готовились загодя. О том свидетельствуют новая стела, установленная на въезде в поселок, появление гимна и даже герба, утвержденного местной думой за день до праздника. Сейчас символика муниципального образования проходит экспертизу в Геральдическом совете в Санкт-Петербурге.

Книга почета

В день рождения села его чистые, ухоженные улицы украшены разноцветными флажками. Праздник на стадионе спорткомплекса вот-вот начнется. Из динамиков раздается музыка, у здания администрации царит предпраздничная суета. В одну из машин аккуратными стопками сотрудники бережно складывают книги. На корешках значится: «Биография века. Краеведческие записки к 325-летию села Хомутово».

— Издание в двести с лишним страниц вышло общим тиражом 1000 экземпляров и подоспело прямо к празднику, — говорит управляющая делами администрации Хомутовского муниципального образования Евгения Кислицына. — Книги из типографии привезли только вчера. Одновременно в свет вышла еще одна книга. На сей раз штучная, изданная в одном экземпляре.

— Это книга почета, — поясняет сотрудница администрации, раскрывая деревянный резной переплет. — В нее вошли фамилии 49 уважаемых в поселке людей.

Среди прочих значится в книге и имя Александры Аввакумовны Черкашиной — ныне пенсионерки, а в прошлом учительницы начальных классов. — Профессия учителя на селе всегда была в почете. Спасибо администрации, что и сегодня нас не забывают, — несколько смущаясь, говорит бабушка.

Школе Александра Аввакумовна отдала ровно 40 лет.

Двойные фамилии

История села Хомутово насчитывает 325 лет и ведет свое начало с Кудинской слободы, где первые казачьи заимки появились еще в 60-х годах XVII века. Основоположником считается гулящий казак Ивашка Прибытков. «Гулящий» означает, что он пришел в эти места не по царскому указу, а по собственному разумению. Официально временем основания села Хомутово значится 1685 год.

— Конечно, эта дата не соответствует истинному возрасту села. Просто 1685 год — это год, когда появились налоговые ведомости, в которых село впервые фиксируется как сельское поселение, — говорит настоятель храма села Хомутово отец Вячеслав.

В числе первых жителей числились Латышевы, Казанковы, Игнатьевы, Баяновы... Сегодня эти фамилии носит едва ли не полпоселка. Потому, наверное, уже свыше сотни лет звучат на селе укоренившиеся прозвища, ставшие едва ли не вторыми фамилиями. Есть, к примеру, Парфеновы — Буруны, есть Латышевы — Зиминские.

— Когда-то, видно, прозвища эти были даны, чтобы не путаться. Ведь и сегодня, к примеру, одних только Парфеновых в поселке едва ли не сотня семей наберется, — говорит отец Вячеслав.

Легенда о Троицкой церкви

История поселка неразрывно связана с историей Троицкой церкви. Согласно легенде, однажды зимой, в мороз, в лютую пургу, заблудился в усть-ордынской степи состоятельный купец. Отчаявшись найти дорогу, замерзая на ветру средь снежной вьюги, он дал Богу обещание, что если выберется, то поставит храм. Путник выбрался и слово свое сдержал. По пути домой местом под строительство церкви он выбрал живописный холм близ казачьих заимок. Так примерно в середине XVII века появилась здесь первая деревянная церковь.

По словам отца Вячеслава, в конце 90-х во время реконструкции храма тяжелый трактор провалился под землю. В провале был обнаружен склеп, в котором в числе прочих лежали останки женщины, ребенка и священнослужителя в полном облачении.

— Это захоронение смело можно отнести к концу XVII века. Говорит об этом ряд деталей, например отсутствие креста, — говорит отец Вячеслав. — Позже мы выяснили, что на месте захоронений стояла некогда небольшая часовня. Найденные останки были перезахоронены, а часовня восстановлена.

Трубецкой и Орджоникидзе

И краеведы, и приезжие отмечают в местных жителях исконно хомутовские черты характера: трудолюбие, крепкую хозяйскую руку. До революции село жило хлебопашеством, земледелием. Крепостных, говорят, здесь отродясь не было.

— Народ был вольный, работящий, знающий толк в торговле. Многие крестьяне, вырастив урожай, везли его на городской рынок, — рассказывает школьный библиотекарь, краевед Галина Копылова. — А дороги здесь, говорят, были такие, что колеса ломались. Не каждая телега с урожаем до пади Топки доезжала.

Не последнюю роль в жизни села играл и старый Якутский тракт, который пролегал некогда по самой деревне. Достоверно известно, что по пути к местам ссылки останавливались здесь соратник Ленина Орджоникидзе и революционер Улицкий.

— Согласно переданным воспоминаниям, доводилось кому-то из местных видеть здесь и Трубецкого, и Волконского, — добавляет Галина Копылова.

Белое сопротивление

Беды коллективизации, массовых репрессий не обошли стороной и Хомутово. По словам отца Вячеслава, с начала Гражданской войны в здешних местах шла отчаянная борьба партизанских отрядов против советской власти.

— Причем это было вплоть до середины 30-х годов. Страшное было время. Сегодня об этом не принято говорить. Участники Белого сопротивления, так называемые бандформирования, убивали красных комиссаров, громили сельсоветы. Народ крепкий был, навязываемую им идею принимать отказывался. А чтобы не были такими — людей ломали.

В страшные 30-е сталинские репрессии коснулись многих. Досталось и церковнослужителям. Во дворе храма, прямо за иконостасом, красногвардейцы расстреляли настоятеля — отца Павла. В 38-м двух священнослужителей — Иннокентия Шаболина и Николая Днепровских — расстреляли вблизи Пивоварихи, обвинив в сговоре с церковно-монархической организацией и в пособничестве повстанческим отрядам. В том же году церковь закрыли, а в 40-м часть здания разобрали на кирпичи.

50 магазинов и 9 служб такси

В истории поселка, равно как и всей страны, были и благополучные времена, и не очень. Трудности Великой Отечественной, голодные послевоенные годы, лихие 90-е, пришедшие на смену тем временам, когда слава о местном колхозе-миллионере гремела на всю страну... Сегодня село процветает. Хомутово радикально отличается от среднестатистической сибирской деревни с покосившимися заборами и развалинами совхоза: добротные дома, крепкие хозяйства, новые улицы и даже микрорайоны.

Только за последние четыре года число жителей в селе выросло на две с половиной тысячи человек. Причем не только за счет иркутян, решивших сменить городские квартиры на загородные дома, но и за счет большого числа переселенцев. Говорят, возвращаются в село и те, кто в поисках лучшей доли покинул родные края на заре перестройки. Благо работа есть — сегодня на территории муниципального образования функционирует шесть сельскохозяйственных предприятий, восемь промышленных и три перерабатывающих. Плюс индивидуальное предпринимательство. Одних только автозаправочных станций четыре, служб такси — 9, а магазинов и торговых точек — 50.

Общемировая тенденция

— Народ здесь помнит и чтит свою историю. Это, я считаю, еще одна из характерных особенностей хомутовцев, — говорит краевед Галина Копылова. — Живы воспоминания о первых учителях церковно-приходской школы, о знаменитой женской тракторной бригаде, о мальчике, которому кроме одной из двух своих варежек нечего было положить в посылку, отправляемую на фронт.

Примечательно, что в Хомутовском муниципальном образовании четыре улицы носят имена известных односельчан. Причем известных не столько в масштабах страны или региона, сколько именно в масштабах села. — Нигде вы больше такого не встретите, — не без гордости отмечает школьный библиотекарь.

— Хомутово — село трудолюбивое. Люди стремятся к лучшему, стремятся к крепости. И это очень важно, — отмечает отец Вячеслав. — А вообще, стремление узнать о своей истории, о своих корнях — это общемировая тенденция, которая наблюдается сейчас и в России, и в Америке, и в Европе. В ответ на кризисы глобализации, на смену идеям обобществления и всеобщего объединения люди приходят к ценностям родоплеменным. Начинают искать дядей, тетей, узнавать о предках.

Метки:
baikalpress_id:  13 686
Загрузка...