Новый аэропорт построят швейцарцы?

На недавнем форуме неожиданно всплыл проект почти 20-летней давности

Своеобразным роялем в кустах на минувшем БЭФе стало выступление представителя швейцарской финансово-промышленной группы Gruppo ASG Андрея Скулина. Он сообщил, что инвесторы готовы вложить миллиарды долларов в строительство стратегически важного объекта — нового иркутского аэропорта. Только вот в качестве площадки для этого объекта инвесторы видят совсем даже не активно обсуждаемую в последнее время территорию возле деревни Поздняково. По словам Андрея Скулина, площадка около Усть-Орды значительно больше подходит для строительства международного аэропорта. «При строительстве аэропорта в Поздняково необходимо переместить 23 млн кубометров грунта. Это чуть больше объема трех плотин Иркутской ГЭС, — утверждает Андрей Скулин. — Если строить аэропорт возле Усть-Орды, таких работ не требуется».

Транспортный комплекс

Финансово-промышленная группа Gruppo ASG готова реализовать в нашем регионе грандиозный проект — строительство мощного транспортного комплекса, сочетающего авиационные, железнодорожные и автомобильные перевозки. Об этом сообщил газете «СМ Номер один» Андрей Скулин. В комплекс входят аэропорт, дистрибьюторский центр по перераспределению грузопотоков между кроссполярными и транссибирскими воздушными трассами, новые железная и автомобильная дороги, очистные сооружения, два моста — автомобильный и железнодорожный, ТЭЦ, авиационный городок на 50 тыс. человек... Также планируется создать техцентры ОАО «ОАК», корпораций Boeing и Airbus, предприятие по производству нового вида авиационного топлива. — На все объекты и инфраструктуру инвесторы готовы направить от 6 до 10 млрд долларов США, — сообщил Андрей Скулин.

t Международный консорциум под руководством Gruppo ASG уже имеет опыт в реализации подобных проектов. Под руководством этих инвесторов был построен новый международный аэропорт в столице Таиланда с пропускной способностью до 45 млн пассажиров в год; строится новый пассажирский терминал в международном аэропорту О’Хара в Чикаго стоимостью 2,5 млрд долларов США и т. д.

Новый международный аэропорт «Байкал» с площадью, рассчитанной на 200 мест стоянок самолетов, швейцарцы готовы строить в 56 км от Иркутска, недалеко от поселка Усть-Ордынского. Главной задачей нового аэропорта станет обеспечение полетов по кроссполярным воздушным трассам. Такие авиасообщения выполняются не по традиционным воздушным маршрутам, а через район Северного полюса, огибая земной шар как бы сверху. Это экономически выгодные авиарейсы — время в пути сокращается на несколько часов. Экономия с одного полета в среднем составляет 26 тыс. долларов.

Тема кроссполярных перелетов знакома Андрею Скулину не понаслышке. Он был в числе участников презентационного кроссполярного перелета из России в Канаду в июле 1998 года.

Предполагается, что новый иркутский аэропорт станет площадкой для заправки судов, следующих по кроссполярным маршрутам из Азии в Северную Америку. Таким образом, более 85% полетов в новом аэропорту будут транзитными. По словам Андрея Скулина, ставка на кроссполярные перелеты дает уверенность в эффективности работы нового аэропорта: — Взлетать и садиться самолеты будут ежеминутно. Нагрузка у аэропорта будет колоссальной. К примеру, планируется, что грузовые суда будут перевозить до 10 млн тонн груза в год.

По расчетам инвестора, для того чтобы обеспечить самолеты топливом, нужно примерно 12 млн тонн авиационного керосина в год. Поэтому Gruppo ASG планирует профинансировать и строительство керосинопровода от АНХК до аэропорта. Однако ангарский завод при самом оптимистичном прогнозе может ежегодно производить только 2 млн тонн керосина в год. Добрать оставшиеся 10 млн тонн инвесторы предполагают путем строительства дополнительных нефтеперерабатывающих заводов на территории Иркутской области.

Движущая сила

— Аэропорт — это всегда мощная движущая сила для развития территории. Поэтому реализация этого проекта имеет много экономических плюсов для Байкальского региона, — уверен Андрей Скулин.

К примеру, новый аэропорт сможет обеспечить работой более 20 тыс. человек, причем квалифицированного персонала. Кроме решения кадрового вопроса для возведения транспортного комплекса будут привлечены строительные организации и предприятия Восточной Сибири по производству стройматериалов, а железнодорожная ветка от станции Мегет до международного аэропорта «Байкал» в дальнейшем позволит продолжить строительство железной дороги до Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

Большую роль сыграет новый аэропорт для развития туризма, в частности транзитного. К примеру, туристы, летящие из Северной Америки в Таиланд, во время посадки самолета для дозаправки в аэропорту «Байкал» смогут в течение одного-двух дней отдохнуть на Малом море или Ольхоне.

Инвесторы ждут ответа

Пока инвестиционный проект не находит необходимого понимания со стороны власти. К примеру, министр транспорта РФ Игорь Левитин во время VI БЭФа заявил, что строительство нового иркутского аэропорта откладывается на неопределенный срок из-за отсутствия стратегического инвестора. Хотя 8 июля 2010 года швейцарская финансово-промышленная группа направила детальное письмо министру о желании финансировать проект строительства аэропорта и предложила провести переговоры. Аналогичное письмо в декабре 2009 года было направлено и губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву. В ответ глава региона пригласил Gruppo ASG выступить на Байкальском экономическом форуме. Инвесторы ожидали подписания меморандума, но ничего подобного не последовало.

Оптимистично прозвучало поручение министру транспорта и губернатору Иркутской области от руководителя Администрации президента РФ Сергея Нарышкина — модератора международной конференции «Европа — Россия — АТР: развитие транспортной инфраструктуры» — приступить к реализации проекта. Свидетелями этого были не только участники конференции, но и зрители телеканала «Вести-24», который вел оттуда прямой репортаж.

Справка «СМ Номер один»

После страшной катастрофы в 1994 году в Мамонах было принято окончательное решение о переносе аэропорта за черту города. Идея строительства нового аэропорта на территории Усть-Ордынского округа появилась еще в середине 90-х годов. Активным сторонником этого проекта был депутат от Усть-Ордынского округа в Госдуме Сергей Босхолов. Уже было утверждено его название — «Байкал», нашлись проектировщики и архитекторы, были получены необходимые согласования в соответствующих службах, а в Усть-Орде создали дирекцию по строительству аэропорта. Возглавлял ее, кстати, именно Андрей Скулин. Однако по политическим и финансовым причинам аэропорт так и не был построен.

Метки:
baikalpress_id:  13 591