«Миры» сдали на покраску

За три сезона на Байкале глубоководные аппараты получили лишь одно повреждение

Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2», отработавшие на Байкале в течение трех сезонов, готовятся к отправке в Калининград. А пока после завершения экспозиции возле Сибэкспоцентра, организованной в рамках БЭФа, батискафы отправились в уже знакомый ангар авиаремонтного завода, где они пережили не одну зиму. Там их пошлифуют, покрасят — одним словом, обновят к следующему сезону, который, как известно, пройдет в Швейцарии, на Женевском озере.

Звезды телеэкрана

— Все три сезона, что «Миры» работали в Байкале, лоску им не придавали, — рассказывает руководитель погружений экспедиции «Миры» на Байкале» Сергей Смолицкий.

Команда, работавшая с «Мирами», не раз заявляла о том, что график работы аппаратов должен быть регулярным, что их простой хуже смерти. В то же время о содержании батискафов, обеспечении их внешнего вида никто особо не говорил. Между тем аппараты давно приковывают к себе взгляд не только ученых, но и широкой общественности. Они давно стали звездами телеэкранов и выпусков новостей, их внешний вид обсуждается не меньше, чем технические возможности. Так, последний раз батискафы удалось поставить на капитальный ремонт в 2004 году. Было это в Калининграде. Специалисты их тогда полностью разобрали и собрали. Такой грандиозный ремонт бывает раз в 10 лет. Тогда же «Миры» тщательно покрасили.

Сегодня, по уверению специалистов, ремонт аппаратам не требуется. Все системы работают нормально. За все три сезона лишь раз одному из аппаратов потребовалась помощь. На третьем погружении, в 2008 году, при спуске батискафа произошло ЧП: его повалило на баржу, в результате чего погнулся боковой двигатель. Как выяснилось позднее, происшествие оказалось вовсе не чрезвычайным, неполадки удалось устранить своими силами всего за 1,5 часа. Можно сказать, что Байкал оберегал глубоководные аппараты.

25 литров краски

После того как «Миры» поработали на славу три года, настало время позаботиться об их внешнем виде: отскоблить пузырящуюся краску, на проблемные места нанести грунтовку.

— Каждый аппарат обслуживает бригада из двух человек, — говорит Вадим Дорошенко, главный механик компании, занимающейся ремонтом и обслуживанием катеров. — Шкурить будем, шлифовать поверхность машинками. Нам отвели на ремонт всего 4 дня, но тот объем работы, который намечен, без спешки можно было бы выполнить за месяц. Будем торопиться без ущерба для качества.

На покраску аппаратов уже закуплена специальная краска французского производства — морская, судовая. На два «Мира» уйдет 18 литров белой и 7 — оранжевой.

— Для покраски нужна особая краска, которая обеспечивает хорошее прилегание к поверхности, — поясняет Сергей Смолицкий. — Если краска отслаивается, то под водой под давлением она будет насасывать воду, а при подъеме пузыриться. Но не только краска в этом деле важна. Важно умение людей. От того, как они подготовят поверхность, будет зависеть, как ляжет эта самая краска. Поэтому мы привлекаем мастеров в этом деле. Для них покрасить «Мир» — все равно что покрасить маленький катер. На завершающем этапе предстоит нанести новые наклейки Института океанологии.

Что будет с баржей

После того как все работы будут закончены, «Миры» погрузят на борт самолета «Руслан» и отправят в Калининград. На одном борту полетят два 18-тонных аппарата, два контейнера с оборудованием, бочки, лебедки — все, что пригодилось членам экспедиции за время работы.

Сергей Смолицкий планирует передать аппараты в руки калининградской команды. На этом его миссия будет завершена. А вот что будет с баржей «Метрополия», на которой все три сезона находились «Миры» и располагалась команда, пока неясно.

— Это когда-то была угольная баржа, потом ее переоборудовали, — вспоминает руководитель погружений. — Может, она снова станет перевозить уголь.

Тем временем еще во время последнего погружения батискафов в этом сезоне ходил слух, что баржу готовят к продаже. Проще всего из нее сделать отель на воде, ведь когда-то она была переоборудована как раз для комфортного расположения членов экспедиции. Кто знает, может, судьба ей уготовила не перевозить уголь или людей, а стать, к примеру, музеем, где когда-то три сезона трудились батискафы, открывшие много интересного из жизни Байкала, но так и не нашедшие легендарное золото Колчака.

Метки:
baikalpress_id:  13 557