Самолет XXI века

На смену устаревшим Ту-154 на Иркутском авиационном заводе готовят новую, современную модель пассажирского лайнера

В минувший понедельник делегация участников VI Байкальского экономического форума посетила Иркутский авиационный завод. Ассортиментом продукции и высокими инновационными технологиями, которые применяются на производстве, глава Минрегионразвития Виктор Басаргин остался доволен. «Мы ждем от Иркутской области прорыва. Примером может служить корпорация «Иркут», — отметил по итогам визита министр регионального развития России.

На замену «Боингам»

Сейчас на площадке Иркутского авиационного завода реализуется один из самых амбициозных проектов российского авиастроения — проектирование и производство пассажирского лайнера МС-21. О тех надеждах, которые возлагает отечественный авиапром на новичка, достоверно свидетельствует расшифровка имени: МС-21 означает «магистральный самолет XXI века». В числе особенностей — на четверть более экономичный расход двигателя. Новая модель самолета призвана сменить в небе устаревшие Ту-154, А320 и «Боинг-737». Председатель совета директоров ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Федоров подчеркнул:

— Все идет по плану. На 2014 год намечен первый полет МС-21, на 2016 год — начало поставок.

Реализация проекта требует от производства соответствия высоким требованиям качества. К пассажирским самолетам, поясняют специалисты, традиционно применяются более жесткие критерии оценки. В том, что Иркутский авиационный завод к этому готов, гости смогли убедиться лично.

Объемы растут, зарплата повышается

В составе делегации производственные цеха посетили глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, губернатор области Дмитрий Мезенцев, представители регионального правительства. С ассортиментом авиатехники и цепочкой технологического производства высоких гостей знакомили лично президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко и председатель совета директоров Алексей Федоров.

На сегодняшний день на заводе трудится около 13 тысяч сотрудников. Уровень заработной платы в 1,8 раз выше средней по Сибири. Объемы производства растут от года к году.

По словам руководства, своими успехами «Иркут» обязан активной инновационной политике. За 15 лет корпорация развернула работы по нескольким приоритетным проектам. В их числе сборка и поставка учебно-боевого самолета Як-130, многофункционального истребителя Су-30МК, самолета-амфибии Бе-200. Последний предназначен для тушения пожаров, выполнения поисково-спасательных операций. Один такой самолет, собранный в Иркутске, был поставлен МЧС Азербайджана, еще четыре — МЧС России.

В цеху окончательной сборки делегация гостей поднялась на борт Бе-200, который, кстати, единовременно может поднять до двухсот тонн воды. — Буквально два дня назад в Волгоградской области я воочию видел, как работает эта техника на тушении пожаров, — отметил Виктор Басаргин. — Хотелось бы, чтобы подобных трагедий было меньше. Но еще раз повторюсь: такая техника нам нужна!

Из Иркутска — во Францию

Журналистов региональных и федеральных СМИ с производственными площадками авиазавода тоже ознакомили. Цех агрегатной сборки Як-130. В роли экскурсовода — директор по управлению персоналом Сергей Полещук:

— Этот самолет был поставлен на производство недавно. Очень интересный — экономичный, многофункциональный. Як-130 выступает в качестве базового самолета для подготовки летчиков ВВС России. Пока выпускаемые на заводе самолеты идут на экспорт, однако, согласно предварительной договоренности, в скором времени крылатых красавцев будут поставлять и на вооружение российских ВВС. — А это цех, где в рамках программы международной промышленной кооперации идет производство комплектующих для пассажирских самолетов семейства А320 компании Airbus. Вот это — килевая балка, это — ниша шасси, — поясняет Сергей Полещук. — Отсюда, из этого цеха, агрегаты отправляются на погрузку для транспортировки во Францию. По словам специалистов, это современное производство — образец применения высоких инновационных технологий, отвечающих последним европейским требованиям. Линия выпуска введена в эксплуатацию сравнительно недавно. В рамках отечественного авиастроения аналогов ему нет.

Килограмм самолета дороже ноутбука

Финальный цех — цех окончательной сборки. В огромном ангаре стоят десятки единиц летной техники. Рабочие, кажется, не обращают на нас ни малейшего внимания. Каждый занят своим делом. Весь процесс сборки осуществляется вручную.

— Это ж не конвейерное производство. Штучное... Су-30МК — наиболее востребованный на внешнем рынке российский боевой самолет. Из Иркутска его поставляют в Индию, Малайзию, Алжир. Отвечая на вопросы журналистов о применяемых технологиях и стоимости авиамашин, для наглядности директор по управлению Сергей Полещук подводит нас к одному из самолетов:

— Смотрите, как плотно забит фюзеляж разными приборами, агрегатами. В одной из статей наш генеральный директор привел интересную цифру: один килограмм самолета стоит дороже ноутбука. И это действительно так. На площадке цеха окончательной сборки привлек внимание журналистов миниатюрный летательный аппарат, внешне напоминающий маленький вертолет. При взгляде на него вспомнились кадры из фильма про приключения Алисы Селезневой, где, попав в будущее, герои летали на чудо-аппаратах.

— Это не вертолет, это легкий многоцелевой автожир А002. Очень интересная модель. Четырехместная кабина, возможность взлета и посадки фактически где угодно. Взлетная полоса для разбега совсем не обязательна.

На производстве модель не стоит, пока выпущена лишь пробная партия. Дальше, говорят специалисты, будет видно.

Будущее — за инновациями

По окончании ознакомительной экскурсии министр регионального развития подвел итог:

— После знакомства с таким предприятием испытываешь гордость. Гордость за развитие нашей авиационной техники, за наработки, которые опережают зарубежные. Видно, что предприятие преображается, производство модернизируется. Наше будущее — это инновационные технологии.

Губернатор Иркутской области выразил солидарность с мнением Виктора Басаргина, отметив, что инновации, повышение уровня качества жизни — это ключевые темы Байкальского экономического форума.

— Мы прекрасно понимаем, что остановить миграцию можно, только обозначив реальную перспективу высокого стандарта жизни и комфорта в городе, в деревне.

Метки:
baikalpress_id:  23 718