Камни в окна, пыль столбом

Из-за ужасного состояния федеральной трассы в границах Нижнеудинска горожане боятся лишний раз открывать ставни

Сегодня, когда в Усолье-Сибирском проблема колдобин и ям на городском отрезке трассы М-53 худо-бедно решается, в числе претендентов на «почетное» звание районного центра с самым ужасным участком Московского тракта лидирует Нижнеудинск. Причем уверенно и с большим отрывом. Правда, с одним существенным отличием: если в Усолье от «прелестей» дорожного покрытия (а местами от его полного отсутствия) страдали большей частью водители проносившихся по трассе легковушек, то в Нижнеудинске по полной достается горожанам.

Пять тысяч фур и лесовозов в сутки

Состояние городского участка федеральной трассы в Нижнеудинске не выдерживает критики. Глядя на утрамбованный гравий, щедро посыпанный булыжниками, становится неловко за претензии жителей областного центра в адрес иркутских дорожников.

Согласно данным официально проведенной экспертизы, за сутки по федеральной трассе в границах Нижнеудинска проносится порядка 11 тысяч (!) единиц автотранспорта. По меньшей мере половина из них — тяжеловесные грузовики, фуры, лесовозы. Пыль столбом, камни в разные стороны. Улицы Красноармейская, Кашика, Колхозный переулок... Горожанам, чьи дома стоят вдоль оживленных магистралей, остается посочувствовать.

Разбитые окна, закрытые ставни

Улица Красноармейская. С двух сторон от дороги стоят скромные бревенчатые домики. Палисадники, придорожные кусты и верхушки деревьев, выглядывающих из-за невысоких заборов, покрыты густым слоем пыли. С первого взгляда на фасады домов в глаза бросается закономерность: из трех-четырех окон, выходящих на Московский тракт, одно-два, как правило, прикрыты ставнями. Местные жители предпочитают не рисковать. Мало кто из соседей не менял нынче оконные стекла. Любовь Аникина проводит рукой по ветке черемухи, что растет в палисаднике у самой дороги.

— Вот таким же мы и белье с веревки снимаем, — говорит она, демонстрируя черные от пыли руки. — Пришлось нынче навес во дворе строить, чтобы белье сушить.

Впрочем, это не самая большая беда. И на воротах, и на ставнях видны выбоины от камней. Минувшим летом Наталья трижды (!) меняла в доме оконные стекла.

— Да что там окна — камни в людей летят! Вдоль дороги идем короткими перебежками — все равно что по минному полю. На войне не убило, того гляди здесь убьет, — устало сетует бабушка, участница войны Валентина Лаптева.

Вместе с супругом, тоже ветераном войны, они живут на улице Красноармейской больше полувека. Старый, но крепкий, на совесть выстроенный дом — и тот не выдерживает: штукатурка обваливается, по стенам того и гляди пойдут трещины.

— Да никогда такого не было! Видно, и дороги были лучше, и машин было меньше, — вздыхает Антонина Петровна и настоятельно рекомендует нам зайти к соседке, ее приятельнице.

— Вот такая дыра в окошке! — аргументирует бабушка. К соседке Нине Николаевне мы зашли, пробоину сфотографировали. — Однажды камень мальчишке в голову угодил. А недавно я и сама с ведрами вдоль дороги шла, так мне булыжник по руке прилетел... Вот так и живем. Письма на имя мэра пишем, да только бесполезно. Дело с мертвой точки не сдвигается, — сетует пенсионерка.

Чья дорога?

Глава Нижнеудинска Александр Архангельский о бедах и горестях горожан наслышан. Корреспонденцию получает исправно, однако на деле пока ничем помочь не может.

Кому нести бремя финансовой ответственности за участок федеральной трассы в границах Нижнеудинска — городскому поселению или Федерации? Казалось бы, ответ можно прочесть в самом вопросе. Однако прения на сей счет длятся третий год. Сложившаяся ситуация могла бы стать отличным сюжетом для киножурнала «Фитиль». Как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно.

Несколько лет назад город стал городским поселением. При смене статуса дорога, которая числилась ранее на балансе города, оказалась ничьей. Право собственности на нее не было разграничено. В итоге 5 километров 95 метров федеральной трассы остались бесхозными.

— Согласно постановлению правительства, которое вышло в 2006 году, дороги федерального значения, находящиеся в границах городов, должны быть в собственности Федерации и обслуживаться специализированными организациями, — комментирует глава города. — Три года назад, руководствуясь данным законом, мы обратились в Федеральное дорожное агентство с предложением принять дорогу на обслуживание. Однако в Москве ответили: взять бы рады, да не получается. Мол, как мы можем принять от вас имущество, которое по документам вам не принадлежит? В соответствии с законодательством, чтобы передать дорогу в собственность Федерации, сначала нужно оформить на нее права. В итоге, когда мы взяли участок дороги в свою собственность, последовало новое требование: провести независимую экспертизу технического состояния участка трассы. На выполнение этого условия мы потратили порядка 1 миллиона бюджетных средств.

Решение есть, но лишь на бумаге

И вот после долгих дебатов в мае прошлого года на совещании в Москве было принято решение поддержать предложение о включении в перечень автомобильных дорог федерального значения участок трассы в границах Нижнеудинска и даже вплоть до 14 мая 2009 года определить данные об ориентировочных объемах финансирования дороги на 2010—2012 годы. Однако воз и ныне там.

— С тех пор минул год, а принятое решение в силу так и не вступило, — комментирует Александр Архангельский. — Все, что есть, — лишь официальный протокол совещания.

Официально между тем дорога находится в собственности городского поселения. Однако, по словам Александра Архангельского, на ее обслуживание денег в бюджете при всем желании не сыскать. — Со сменой статуса изрядно сократился и объем финансовых средств. Если бюджет города насчитывал порядка 400 миллионов рублей, то бюджет городского поселения порядка 100 миллионов.

В дело вмешалась прокуратура

В интересах горожан Нижнеудинская межрайонная прокуратура подала иск в федеральный суд о признании незаконным право собственности муниципалитета на участок федеральной трассы, поскольку это противоречит действующему постановлению правительства. Если положительное решение будет принято, то на его основе прокуратура попытается обязать Федеральное дорожное агентство принять-таки участок трассы на обслуживание. По словам главы, в решении вопроса о передаче дороги в собственность Федерации Нижнеудинск поддерживает правительство области, депутат Госдумы Сергей Колесников. А пока заложниками бюрократической системы, как водится, являются рядовые горожане. Как долго продлятся судебные тяжбы и каким будет исход дела — неизвестно. Между тем дорога разрушается. Залатать ямы мешают дыры в местном бюджете.

— Ежегодно на подсыпку, мелкий ремонт мы тратим не меньше миллиона. Но этим, увы, проблему не решить.

Метки:
baikalpress_id:  13 470