На велике вокруг Земли

Проехав весь земной шар, Владислав Кетов столкнулся с непреодолимыми препятствиями лишь в России

Сегодня в мире существует масса уникальных, необычных маршрутов путешествия вокруг Земли. Казалось бы, придумать что-то новое фактически невозможно. Но известный художник из Санкт-Петербурга Владислав Кетов совершает первое в истории путешествие в буквальном смысле вокруг земли, то есть вокруг суши. Впервые один человек совершенно автономно на велосипеде объехал по контуру Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки, преодолев 151 000 километров по территории более 90 стран. Основной этап экспедиции завершен, осталось преодолеть российский участок, который из-за климатических и дорожных проблем пришлось слегка скорректировать.

Полетел бы на летающей тарелке

12 мая 2010 года художник начал российский этап своего путешествия, а на прошлой неделе был проездом в Иркутске. Перед выездом из города Владислав Кетов дал интервью нашей газете.

— Как вам пришла в голову идея объехать вокруг Земли таким необычным способом?

— Все началось в 1983 году, когда я поехал в первую длительную поездку на велосипеде из Ленинграда на свою историческую родину, в Свердловск. В дороге я начал вспоминать самые выдающиеся одиночные путешествия. Припомнил легендарного Глеба Травина, который примерно в 1930 году объехал на велосипеде вдоль всей границы Советского Союза. И тут мне пришла в голову идея: если проехать на велосипеде вдоль берега океанов, можно обойти вокруг всю сушу, кроме Австралии, Антарктиды и островов, не пересекая морей и океанов, за исключением двух небольших каналов и пролива. Когда мне пришла эта мысль, я был потрясен! Я знаю, что до меня никто не предлагал такого маршрута и тем более не совершал его. По протяженности это путешествие в несколько раз больше кругосветного. Маршрут кругосветки просто обматывает земной шар по одной линии и составляет 40 тыс. км. Это длина экватора — культовая цифра для всех кругосветчиков. Путешествие по береговой линии вокруг суши Земли по протяженности составляет пять кругосветок. Я уже проехал 151 тыс. км — три кругосветных путешествия. Перед вами находится человек, который реально объехал мир, а не пересек его по экватору.

Первой моей мыслью было не разболтать, чтобы эту идею не украли и не реализовали за рубежом. Мне хотелось, чтобы это путешествие было именно отечественным достижением. Поэтому я зарегистрировал авторские права на этот маршрут в 1988 году при помощи советско-американского фонда «Культурная инициатива».

— Почему был выбран именно велосипед, а не автомобиль, например?

— Мне все равно, на чем путешествовать, просто велосипед сегодня — самое доступное средство. К тому же он отвечает моей концепции путешествия — на экологическом транспорте. Если бы мне предложили экологическую летающую тарелку, то я полетел бы на ней. Кстати, это не шутка. Один американский изобретатель, причем слепой, действительно сконструировал такую летающую тарелку и даже построил ее. Это был дирижабль в форме тарелки, работающий на экологическом топливе. Он даже летал на ней, после того как узнал, что в законодательстве нет запретов в отношении полетов слепых людей именно на дирижабле. Но однажды, когда он приземлился возле глухой мексиканской деревушки, местные жители подумали, что прилетели инопланетяне, и просто разорвали его тарелку на кусочки, таким образом отразив вторжение инопланетян. Хорошо, что сам конструктор чудом остался жив.

Языковой барьер — это миф

— Когда я выехал из России, вернее из Советского Союза, 14 мая 1991 года, у меня в кармане было 10 долларов и 269 советских рублей. Это небольшая сумма. Но в дороге я встретил немало радушных, гостеприимных людей, готовых помочь с ночлегом и провиантом. Кроме того, я зарабатывал рисованием портретов во время длительных ожиданий виз в разных странах. Я прожил четыре с половиной месяца в Париже, столько же в Кейптауне, три с половиной месяца в Сан-Франциско. За рубежом я нашел больше понимания, чем на родине. Причем мои иностранные друзья очень удивляются, когда узнают, что меня не только не поддерживает правительство России, но и вообще мое путешествие не интересует никого: ни представителей власти, ни бизнес, которые могли бы неплохо заработать на нем за счет своей рекламы.

— Вам приходилось часто ночевать в палатках в пустынях, лесах Африки, Америки и других местах. Не боялись диких зверей, ядовитых насекомых?

— Особого страха не было. Самое страшное животное — это человек. А все остальное — мелочи жизни. Хотя однажды, когда я ехал на большой скорости, в глаз мне залетела большая ядовитая муха. В той местности, по которой я проезжал, это смертельно опасное насекомое. В тот момент, я, не сбавляя скорости, достал бутылку воды и направил струю воды в глаз, чем и спас себя от ядовитого укуса.

— Как вы находили общий язык с местными жителями? Не было языкового барьера?

— Языковой барьер — это распространенный миф. Если два человека хотят понять друг друга, то рано или поздно это произойдет. Даже если вы говорите на разных языках. Если же вас не хотят понять, то, зная все галактические языки Вселенной, вам это не поможет, вас все равно не поймут. Могу привести много примеров, когда во время общения с русскими людьми я не находил понимания, хотя мы говорим на одном и том же языке. Кроме того, ученые выяснили, что только треть от общего объема информации, которую получает человек во время общения, передается словами. Остальную информацию мы получаем от интонации собеседника, которую может понять любой человек. Она выражает эмоции: удивление, восхищение, радость и т. д. В общении еще играют роль мимика и жесты, но с этим нужно быть осторожным, потому что одни и те же жесты в разных странах могут означать совершенно противоположные значения. Поэтому проблем в общении у меня нет.

Две группы людей

— А было то, что вас поразило, удивило в путешествии?

— Самым поразительным открытием для меня стало осознание того, что люди на самом деле не делятся по народам, конфессиям и расам. Они делятся на две группы. Первая группа — это обычные люди, которых принято называть народом. Они живут только за счет собственного труда и знаний. Эти люди хотят жить в мире, любви, достатке, счастье и выступают против любых вооруженных конфликтов. Вторая группа людей живет за счет чужого труда. Если говорить обобщенно, это политика и криминал. Эта группа населения постоянно всем создает проблемы. Чем больше политики говорят о безопасности, тем опаснее становится в этом мире жить. Ведь прикрываясь заботой о безопасности, они устраивают войны и разжигают конфликты.

Если в пути я встречаю представителей первой группы, даже если не знаю их языка и традиций, у меня не возникает никаких проблем. А вот если встречаю представителей второй группы — у меня неизбежно возникают трудности, потому что это их способ существования — создавать всем остальным проблемы.

— С какими проблемами вы сталкивались в дороге?

— В России проблема одна: плохие дороги. Меня поразило недавнее высказывание одного из наших чиновников, что у нас в стране развитая дорожная сеть. Я не могу понять, как можно называть сетью дорогу, напоминающую веревочку, связанную из разных лохмотьев, причем в некоторых местах она прерывается и начинается так называемое бездорожье. Как в шутку сказала жена одного знакомого велосипедиста, это не сеть, это стринги.

От Оленегорска до Советской Гавани

— Ваш нынешний маршрут по России, в ходе которого вы пересечете континент, не вписывается в концепцию путешествия вдоль береговой линии океана, вокруг материков...

— В 2001 году, вернувшись из зарубежного этапа путешествия, я стал искать способ проехать вдоль береговой линии арктического побережья Евразии и Северной Америки, для того чтобы замкнуть маршрут путешествия вокруг земли, то есть суши. Но для того, чтобы полностью завершить все путешествие, мне нужно было сменить транспорт. Ведь климатические условия на Севере суровые, и, соответственно, нужна была финансовая поддержка. Но, к сожалению, желающих поддержать проект и предоставить подходящий транспорт не нашлось. Тогда я решил своими силами на велосипеде пройти часть пути и добрался по Скандинавии, Аляски, в пробном режиме проехал по Русскому Северу, в общей сложности преодолев около 2 тыс. км. Однако для оставшейся части пути нужен был другой транспорт. И самым подходящим оказался автожир, который соответствует концепции путешествия на экологичном транспорте. В 2008 году я предложил московской компании, которая производит автожиры, предоставить мне воздушнее средство в обмен на рекламу этой компании во время моего путешествия. Они помогают мне, я помогаю им продвигать их компанию. Мы даже запланировали рекламную акцию, я разработал маршрут. Меня утвердили одним из четырех пилотов. Но тут случился финансовый кризис — и наше сотрудничество прекратилось. В 2010 году я понял, что остается только один вариант: завершить путешествие на велосипеде, то есть проехать по той дороге, по которой я могу двигаться, используя только велосипед. Поэтому я решил замкнуть маршрут не по береговой линии, а немного дальше, пересекая континент по диагонали, чтобы соединить крайние точки маршрута — Оленегорск Мурманской области и дальневосточное побережье в районе Советской Гавани. За два с половиной месяца уже пройдено более 6 тыс. км российского этапа, осталось пройти меньше 4 тыс. км.

Между тем

Пока готовился этот материал, Владислав Кетов доехал до Байкала, где по традиции искупался и попробовал байкальского омуля, добрался до города Бабушкина и поселка Селенгинск, пройдя две трети российского этапа, или 7020 км. Впереди Улан-Удэ, Чита, Сковородино, Биробиджан, Хабаровск и Советская Гавань, последняя точка путешествия вокруг Земли по суше.

Метки:
baikalpress_id:  23 658