С востока на запад за 7 дней

В скором будущем транспортировка грузов от дальневосточных портов до западных границ России будет занимать не больше недели

По мнению экспертов, сокращение сроков доставки грузов повысит конкурентоспособность транспортного коридора между странами Азии и Европы и позволит увеличить объемы транзитных перевозок. На предстоящем VI Байкальском экономическом форуме ведущие российские и зарубежные эксперты обсудят концепцию развития транспортно-логистической системы азиатской части России в рамках международной конференции «Европа — Россия — АТР: развитие транспортной инфраструктуры». В числе вопросов, которым предполагается уделить особое внимание, — проекты по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры и создание комплекса мультимодальных логистических комплексов. В чем смысл грядущих преобразований и как планы на будущее призваны отразиться на рядовых жителях области?

Быстрее — значит эффективнее

Сегодня российские железные дороги в силах обеспечить доставку грузов от дальневосточных портов до западных границ России за 11 дней. То есть со скоростью 1000 километров в сутки. Вместе с тем, по мнению экспертов, потенциал транспортных путей России позволяет сократить время пребывания грузовых контейнеров в дороге до 7 дней.

Преимущества недельного маршрута очевидны: уменьшение временных затрат в значительной мере повышает привлекательность железнодорожного сухопутного «моста» между странами Азии и Европы, а соответственно, работает на увеличение объемов транзитных перевозок. Напомним, что на сегодняшний день альтернативный маршрут доставки грузов с востока на запад пролегает по южноокеанскому пути через Суэц.

— Российские евроазиатские маршруты не имеют высокогорных участков, ограничивающих скорость движения поездов, и являются наилучшим сухопутным вариантом транспортного сообщения между мировыми экономическими полюсами: Евросоюзом и Восточной Азией, — считает президент Евроазиатского транспортного инновационного центра Станислав Гончаренко. — Равнинный участок, по которому проложен Транссиб, позволяет доставлять грузы от портов Дальнего Востока до европейских государств за 7 суток, в отличие от традиционного южного океанского маршрута через Суэц с длительностью в пути 35 суток.

«Транссиб за 7 суток»

Примечательно, что маркетинговые исследования подтвердили: для повышения конкурентоспособности железнодорожного маршрута Азия — Европа по сравнению с морским транспортом срок доставки от восточных до западных границ России не должен превышать 7 дней, а цена не должна существенно превосходить стоимость перевозки через Суэцкий канал. Год назад в ОАО «РЖД» была разработана и принята программа «Программа действий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года», получившая название «Транссиб за 7 суток». Согласно проекту, уже в 2012 году будет обеспечена реальная возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за неделю.

— Ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией, имеющим большие потенциальные возможности, является Транссибирская железнодорожная магистраль. В настоящее время ОАО «РЖД» концентрирует значительные интеллектуальные и инвестиционные ресурсы на реализации огромного потенциала Транссибирской магистрали, — отмечает вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко. — Работа по программе «Транссиб за 7 суток» идет полным ходом. Это на сегодняшний день наш главный полигон по отработке технологий комбинированных перевозок.

Во благо населению

По мнению Станислава Гончаренко, приглашенного в качестве эксперта на международную конференцию «Европа — Россия — АТР: развитие транспортной инфраструктуры», создание высокоскоростной железной дороги необходимо не только с позиций международной транспортной логистики, но и в целях оптимизации схемы путей сообщения внутри страны.

— Без массового заселения изрядно обезлюдевшей в последние десятилетия территории Сибири и Дальнего Востока Россия может ее потерять, — отмечает Станислав Гончаренко. — Нужно, чтобы наши граждане, живущие в этом регионе, не чувствовали себя отрезанными от цивилизации. Необходимо, чтобы из любого восточного региона можно было доехать до столицы за сутки-двое, а не за неделю и более. Кроме того, по мнению эксперта, экологически чистый высокоскоростной надземный транспорт открывает новые перспективы и для развития внутреннего и международного туризма. Высокие скорости позволят быстро добираться до важнейших достопримечательностей страны. Применительно к Байкалу это аргумент более чем весомый.

Мульти-модальные логистические центры

Отметим, что реализация программы «Транссиб за 7 дней» предполагает снижение общих сроков доставки грузов не только за счет повышения маршрутной скорости, но и за счет временных затрат при пересечении государственной границы. Уже сегодня упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах позволяет сократить простой на границе с 3—5 суток до нескольких часов.

Еще один немаловажный вопрос, от которого напрямую зависит повышение конкурентоспособности сухопутного маршрута Азия — Европа, — создание комплекса мультимодальных логистических центров в крупных транспортных узлах. Главная его задача — упрощение и ускорение продвижения транспортных потоков через Россию.

Товары в регионе могут быть дешевле

Сегодня, по оценкам экспертов, в России необходимо создать не более четырех мультимодальных логистических центров, предпочтительно в тех субъектах Федерации, через которые идут масштабные грузопотоки. В числе регионов, претендующих на эту роль, рассматривается и Приангарье. Напомним: проект обсуждается не первый год и предполагает строительство транспортного узла, который обеспечил бы взаимодействие всех видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, авиационного. По мнению разработчиков идеи, консолидация транзитных грузов в едином центре обеспечит комплексное управление перевозками, что поможет сэкономить время и избежать излишних финансовых трат. Для области же размещение мультимодального логистического центра — это еще и развитие международных экономических отношений, а также привлечение в область дополнительных инвестиций. Согласно прогнозам, наличие в регионе единого крупного транспортного узла не применит отразиться и на ценах в магазинах.

Как отмечает Петр Воронин, министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, на сегодняшний день крупные логистические центры России сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Именно через эти города проходит большой объем товаров, в том числе из Китая и других азиатских государств. В сравнении с прямыми поставками в Иркутск схема грузопотока через западные регионы страны, естественно, несет существенную наценку.

— От этого страдает население, которое покупает товары по ценам значительно выше московских, несмотря на то, что наш регион находится в непосредственной близости к странам АТР, — отмечает Петр Воронин.

Зарубежные гости поделятся опытом

По словам заместителя министра по жилищной политике, энергетике, транспорту и связи правительства Иркутской области Дмитрия Разумова, в ходе международной конференции «Европа — Россия — АТР: развитие транспортной инфраструктуры» особое внимание предполагается уделить вопросам создания мультимодальных логистических комплексов, в том числе и рассмотрению проблемы создания Байкальского международного транспортно-логистического центра в Приангарье.

Напомним: модератором конференции, которая призвана стать площадкой обсуждения концепции развития транспортно-логистической инфраструктуры в азиатской части России, станет руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин. По информации пресс-центра VI Байкальского экономического форума, в конференции предполагается участие министра транспорта России Игоря Левитина и президента РЖД Владимира Якунина. В числе иностранных гостей Иркутск посетят управляющий директор, координатор логистической сети Берлин — Бранденбург доктор Норберт Вагенер, генеральный директор международного аэропорта «Мюнхен» Михаэль Керкло. В ходе обсуждения транспортных вопросов зарубежные эксперты поделятся с коллегами европейским опытом строительства мультимодальных логистических систем.

Загрузка...