Первый раз в первый класс

Как помочь малышу стать учеником?

Кажется, еще вчера ваш малыш с трудом завязал шнурки и капризничал по утрам, не желая идти в садик, а сегодня вы уже вовсю готовитесь к школе. Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут 40-минутные уроки и выполнение домашних заданий, из круга детсадовский друзей ребенок попадет в новый коллектив. Как оценить степень его готовности к столь радикальным переменам и что поможет малышу избежать трудностей?

Лучше поздно, чем никогда

Подготовка ребенка к первому классу — дело не одного дня. По-хорошему, к планомерной работе по развитию речи, мелкой моторики, концентрации внимания нужно приступать как минимум за два года до школы. Однако в любом случае лучше поздно, чем никогда. В общем и целом готовность к школе можно разделить на две составляющих: физиологическую и психологическую. Последняя в свою очередь включает в себя интеллектуальную готовность, мотивационную, эмоционально-личностную и волевую. Остановимся на нескольких пунктах.

Пусть малыш будет успешен!

Итак, на что родителям будущего первоклассника следует обратить внимание? Прежде всего на усидчивость. По мнению специалистов, в идеале ребенок 6—7 лет должен уметь сконцентрировать внимание на конкретном виде деятельности в течение 10—15 минут, не отвлекаясь. Проверить это легко. Предложите малышу занятие, которое потребует от него определенной доли усердия. Если ребенок с энтузиазмом возьмется за дело и в течение положенного времени будет старательно выполнять задание — отлично. Если же от былого усердия не останется вскоре и следа — нужна ваша помощь.

— Восторг и похвала мамы и папы — главный стимул для ребенка. И здесь главная задача родителей — создать ситуацию успеха, — советует Наталья Суптелина, детский психолог Иркутского регионального общественного учреждения «Центр материнства и детства». — Для начала предложите малышу тот вид деятельности, который легко удается. По мере угасания интереса всячески поддерживайте ребенка — усложняйте или, наоборот, облегчайте задание, вводите новые игровые моменты, хвалите, подбадривайте. С каждым днем старайтесь продлить интерес ребенка на 1—2 минутки. Далее попробуйте переключиться на такие виды заданий, которые требуют от ребенка большего усердия. Ведь в школе придется делать не только то, что нравится, но и то, что необходимо. При известной доле терпения вместе вы обязательно достигнете поставленной цели.

Говорим правильно!

Развитие речи и уровень владения мелкой моторикой — это еще два верных показателя степени готовности ребенка к школе.

— Для одного малыша дерево — это просто дерево, а для другого — береза, с которой свисают сережки. Речь — это показатель интеллектуального развития ребенка. Именно поэтому при поступлении в первый класс на речь стоит обратить особое внимание, — считает Ольга Баранникова, педагог-логопед центра раннего развития «Жираф». Итак, что должен уметь без пяти минут первоклашка:

— Пересказывать знакомые сказки и рассказы.

— Подбирать к словам синонимы и антонимы.

— Правильно произносить все звуки родного языка.

— На слух определять место звука в слове: первый он, последний или посередине. Пример: Окна — зернО — дОм.

— Разбивать слова на слоги.

— Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже, не путаясь в предлогах и окончаниях.

— Владеть разными способами образования слов. Пример: дом — домик — домишка.

В идеале, руководствуясь вышеприведенными пунктами, начинать занятия с ребенком опять же лучше за год — за два до поступления в школу. Для примера — несколько упражнений, которые можно практиковать с 4—5 лет. Игра в слова, которые не дружат. Вы говорите малышу слово, а он подбирает слово наоборот, то есть антоним. Здесь специалисты советуют идти от простого к сложному. Для детей 4 лет применимы такие пары, как маленький — большой, низкий — высокий. Для ребятишек старшего возраста более сложные: пасмурный — ясный, правда — ложь, враг — друг.

Игры-«ловушки». Пересказывая сказку, взрослый сознательно делает ошибки, а ребенок должен в буквальном смысле поймать на слове. Например, не зеленая шапочка, а красная, не кружка с маслицем, а горшочек с маслицем. Этот же принцип можно с успехом применять и в других упражнениях. Допустим, называя слова, которые начинаются с определенного звука.

Игры-«перевертыши» на слуховое внимание. Меняя слова местами, вы говорите, к примеру: «Рама мыла маму» или «Лес засыпало снегом». Ребенок соответственно должен исправить ошибку. Интересно, что, по словам педагога, подобные упражнения, как правило, даются ребятишкам с трудом.

— Ошибку дети слышат, а воспроизвести правильный вариант зачастую не могут, — поясняет педагог-логопед. — В целом же это очень хорошее упражнение, которое кроме прочего развивает внимание и логику. Ольга Баранникова подчеркивает: подобные задания не формируют конкретных понятий по грамматике или, скажем, правописанию. Их главная задача — подготовить базу для успешного усвоения этих понятий в школе.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Еще один важный момент — развитие мелкой моторики, что, по мнению ряда специалистов, напрямую влияет на развитие речи, мышления, памяти. Плюс к этому от координации движения пальчиков и развития мышц кистей рук во многом зависит и физическая готовность ребенка к овладению письмом.

Упражнения, которые помогают достичь хороших результатов, известны, пожалуй, всем родителям. Пальчиковые игры, лепка, аппликация, рисование, игры с крупой, монетками, бусинками. В целом к первому классу малыш как минимум должен уметь: завязывать шнурки и застегивать пуговицы и кнопки, не выходить за края, рисуя в книжках-раскрасках, владеть ножницами, ориентироваться в понятиях «лево» и «право».

Верная мотивация!

Мотивация к школе — еще один аспект, который требует должного внимания. Очень важно, чтобы первые впечатления от школы не обманули ожиданий ребенка. Для начала выясните, почему малыш хочет пойти в школу.

— Если он с восторгом говорит о друзьях — преобладает коммуникативная мотивация к школе. Если о том, как там будет интересно и весело, — игровая, — поясняет детский психолог Наталья Суптелина. — Если же ребенок с упоением рассказывает, какие тетрадки и ручки у него есть, как это будет здорово идти с портфелем в школу — мотивация внешняя. Между тем все три варианта — не совсем то, что нужно.

— Первоклашка быстро поймет, что игры, друзья и внешние атрибуты — это не главное. Освоение новых знаний и навыков — именно на этом нужно сделать акцент, — напоминает детский психолог. — И здесь родителям нужно постараться настроить ребенка на учебную мотивацию. Расскажите о том, сколько интересного и важного он узнает в школе. Постарайтесь увлечь ребенка новыми знаниями.

15 минут есть у каждого!

Специалисты единодушны: должное внимание родителей к собственному чаду — залог успеха. В наш суетливый век не всегда мамы и папы находят время для обучения ребенка. Однако зачастую катастрофическая занятость — не более чем отговорка.

— Лучшее занятие — это игра, а играть можно почти везде и хоть когда, — напоминают специалисты. — Вечернюю сказку, прогулку или даже приготовление ужина при желании можно превратить в не менее интересное и плодотворное занятие, чем как таковые уроки за партой. Совмещая полезное с приятным, поиграйте с малышом в игру «перевертыши», посоревнуйтесь в произношении скороговорок, а почитав сказку или просмотрев мультфильм, вместе сочините продолжение истории. Все эти нехитрые занятия тренируют внимание, память, умение излагать свои мысли. Словом, было бы желание.

— На самом деле занятия с малышом не требуют много времени. 15—20 минут, проведенных с пользой, вполне достаточно, чтобы рассказать о чем-то новом, пусть немножко, но расширить кругозор малыша, — дополняет педагог-логопед.

И еще: хорошее настроение, добрая дружеская атмосфера — это главные спутники занятий с ребенком. Раздражение, упреки или, того хуже, крики категорически не допускаются. Специалисты советуют: если чувствуете, что ошибки малыша заставляют вас нервничать, выводят из себя — тут же завершайте занятия. Помните: учеба должна быть в радость!

Что делать, если не все гладко?

Если, скажем, за месяц до школы вы приходите к выводу, что проблемы есть, — не паникуйте и не предавайтесь унынию. Тем более не стоит высказывать малышу сомнений в его школьных успехах и, хватаясь за голову, восклицать: «Как же ты будешь учиться?» Не рекомендуют специалисты прибегать в таких случаях к жесткому регламенту занятий и прочим драконовским методам. Если, засучив рукава, вы начнете интенсивно наверстывать упущенное, то рискуете попросту отбить у ребенка охоту учиться.

— Лучшее, что могут сделать родители, — проконсультироваться со специалистами и приступить к планомерной работе, — уверена Ольга Баранникова. — Да, возможно, в первом классе малышу будет чуть сложнее, чем сверстникам, однако при условии вашей искренней заинтересованности и готовности уделять ребенку внимание ваш первоклашка обязательно справится и достигнет нужной планки.

На заметку

Если в силу дефицита квадратных метров у малыша нет в доме своего рабочего уголка, специалисты настоятельно рекомендуют восполнить упущение. Миниатюрная детская парта или просто маленькие стол и стул не займут много места, а вот пользу принесут неоценимую. Во-первых, рисовать, читать, заниматься лепкой или аппликацией за партой ребенку будет гораздо удобнее. Во-вторых, личное рабочее пространство поможет воспитать в нем аккуратность, трудолюбие, будет способствовать усидчивости, концентрации внимания. Плюс ко всему малышу будет легче адаптироваться к школьной атмосфере — она не будет казаться слишком строгой, чужой.

Метки:
baikalpress_id:  13 287