Кручу, кручу, педали кручу...

Секреты выбора велосипеда и первые правила безопасности вождения

В застойные времена «Кама», «Школьник», «Урал» были верхом мечтаний советской детворы и, как большинство товаров, числились в дефиците. До сих пор помню тот день, когда папа подарил мне первый велосипед, приобретенный из-под полы и по большому блату в соседнем Ангарске. Счастью не было предела. Под завистливыми взглядами окрестных мальчишек я с гордостью гоняла по двору, а взобраться на стального коня могла лишь с бордюра — велосипеды в то время традиционно брали на вырост. Сегодня все иначе: ассортимент будоражит воображение, а тех, кто со времен «Школьника» и «Камы» с велосипедами вплотную не встречался, и вовсе застает врасплох. Как не растеряться в разнообразии двухколесной продукции и о чем не стоит забывать, приобретая велосипед?

Огласите весь список, пожалуйста...

Горные, спортивные, шоссейные... Велосипеды для триала, для туризма и езды по пересеченной местности. Ассортимент стальных коней в спортивных магазинах города велик, а потому, прежде чем отправляться за покупкой, хорошо бы определиться с тем, для чего вам в принципе необходим велосипед. Одно дело, если вы собираетесь покорять леса и горы, другое дело — городские улицы и мостовые. Отсюда и ценовой диапазон, и основные требования.

В общем и целом ассортимент условно можно разделить на две категории: специализированная двухколесная техника, предназначенная для конкретных дисциплин, и велосипеды широкого профиля. Первые, как правило, покупают те, кто твердо знает, чего хочет. Вторая группа ориентирована на большинство. Ценовой диапазон широк: от 6—8 тысяч рублей за простенький велосипед до 50 и даже 70 тысяч рублей за суперсовременную чудо-технику. Впрочем, верхнюю ценовую планку затрудняются назвать даже продавцы-консультанты: велосипед с навесным оборудованием под заказ может стоить, по их словам, как неплохой автомобиль.

На что стоит обратить внимание при выборе велосипеда? Вопреки расхожему мнению, вовсе не на количество скоростей, а скорее на качество комплектующих. Первое — рама — основной, несущий элемент. Специалисты отмечают: велосипед — это своего рода конструктор, в котором участвует больше 50 составляющих. При этом навесное оборудование при желании можно постоянно менять, модернизировать. Единственное, что в силах стать преградой на пути к совершенству, — примитивная рама. Если качественными характеристиками она не отличается — модернизировать двухколесного друга будет проблематично.

На рынок не спешите

В целом же взрослый велосипед средней руки для езды по городу обойдется вам примерно в 10—15 тысяч рублей. Конкретная стоимость зависит от страны-изготовителя, бренда, количества скоростей и прочих основополагающих пунктов. Чем выше уровень и качества велосипеда, тем выше, соответственно, его стоимость.

Альтернативным вариантом экономии, правда, весьма сомнительным, может стать приобретение велосипеда не в специализированном магазине, а на стихийном рынке, где двухколесную технику можно купить по цене в полтора-два раза ниже. Однако специалисты советуют соблазну не поддаваться — скупой, как водится, платит дважды.

— В специализированных магазинах представлена продукция ведущих фирм-изготовителей, которые дают гарантию качества товара. На навесное оборудование производители предоставляют, как правило, гарантию на полгода или год, на раму — от пяти до десяти лет, — комментирует Евгений, продавец-консультант одного из спортивных магазинов Иркутска. — Приобретая же велосипед у уличных торговцев, человек покупает кота в мешке. Вопросы качества и долговечности в таком случае остаются открытыми.

Велосипеды, «замаскированные» под бренды, зачастую недолговечны и небезопасны в эксплуатации. Плюс ко всему, если такая чудо-техника сломается — не факт, что ее удастся отремонтировать. Комплектующие, которые отвечают стандартным требованиям качества, могут попросту не встать на велосипед кустарного производства.

Шлем и противоугонные замки

Приобретая велосипед, не стоит забывать о снаряжении. Шлем, габаритные фонари и фары — это те аксессуары безопасности, на которых не нужно экономить. И хотя правилами дорожного движения обязательность шлема не регламентируется, понятно, что его наличие на голове велосипедиста более чем желательно.

— Тем более если речь идет о новичках или велосипедистах-экстремалах, — считает продавец-консультант. — В целом же из 100% покупателей велосипедов шлем приобретает порядка 20%. Цена «головного убора» — от двух тысяч рублей и выше. Конкретная стоимость опять же зависит от качества и комфорта — например, наличия или отсутствия габаритных огней, вентиляции.

Еще одна полезная покупка в дополнение к двухколесному транспорту — противоугонные замки. Если вы не исключаете необходимости оставлять велосипед на улице, то приобретение это, безусловно, оправдано. Ассортимент противоугонок широкий. Самое распространенное устройство — цепь или стальной шнур в оплетке с замком или кодовым механизмом. Средняя стоимость — от 300 до 1 тысячи рублей.

Как уберечь велосипед от кражи?

Сохранность велосипеда — отдельный вопрос, который нельзя обойти стороной. И хотя продавцы уверяют, что даже самая недорогая противоугонка — залог сохранности велосипеда, милицейская статистика свидетельствует об обратном. Иной раз стальные шнуры бессильны против острых тесаков и кусачек, которыми орудуют любители стырить чужое. — Всецело полагаться на противоугонные механизмы не стоит. Тем более если вы оставляете велосипед не на 5—10 минут, а на час или два, — комментирует ситуацию сотрудник пресс-службы УВД Иркутска Алексей Куликов.

К сожалению, кражи велосипедов не редкость. Причем зачастую жертвами преступлений становятся дети. Достаточно сказать, что только на прошлой неделе в Иркутске было зафиксировано два подобных инцидента. Причем и в том и в другом случае своих транспортных средств лишились мальчишки младшего школьного возраста. К счастью, в считанные дни преступления удалось раскрыть. Однако так бывает далеко не всегда.

— По-хорошему велосипед лучше вообще не оставлять без присмотра и уж тем более не полагаться на добропорядочность граждан и не давать покататься незнакомым людям, — настоятельно рекомендует Алексей Куликов. — Что касается ребятишек, то детей младше 10 лет не стоит отпускать с велосипедом на улицу одних.

Плюс ко всему специалисты рекомендуют родителям не искушать судьбу и не покупать любимым чадам дорогие суперсовременные модели, которые могут стать для велоугонщиков объектом вожделенной наживы. Обезопасить себя поможет и еще несколько нехитрых правил. Во-первых, приобретая велосипед, не забывайте о чеке и о документах на двухколесный транспорт. В специализированных магазинах на велосипеды в обязательном порядке выписывается паспорт, в котором указываются фамилия и имя владельца и данные велосипеда. В том числе и индификационный номер, выбитый на раме, и номер, указанный на амортизационной вилке, которые помогут найти и опознать пропажу, доказать свое право на украденную собственность. Это, кстати, еще один аргумент в пользу приобретения техники в магазине, а не на стихийном рынке, где о чеках или паспортах речи не идет.

Еще один совет — легкий тюнинг. Достаточно пары цветных полосок баллончиком-аэрозолем на раме или спицах колес, чтобы отбить охоту у велоугонщиков претендовать на двухколесный транспорт, который в случае угона найти будет гораздо проще.

Знайте правила!

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения. А потому, выезжая на оживленные улицы города, вы как минимум должны понимать значения знаков и сигналов светофора, свободно ориентироваться в потоке транспорта и знать хотя бы тот спектр правил, который напрямую касается двухколесного транспорта. Так, например, при движении в общем потоке велосипедист в обязательном порядке должен подать сигнал рукой и указать направление своего движения.

Если речь идет о любимых чадах, стоит напомнить: согласно правилам дорожного движения, на проезжую часть запрещается выезжать на велосипеде детям до 14 лет, на мопеде — младше 16 лет.

О чем писали старые газеты?

Первые велосипеды появились на улицах Иркутска в начале 90-х годов XIX века. Первое время рядовые горожане глядели на чудо-технику с опаской, а лошади в страхе шарахались в сторону. Широкая общественность новый вид транспорта поначалу почтением не жаловала.

Свыше ста лет назад одна из иркутских газет писала: «Велосипедист — это 114 фунтов изможденного цыплячьего тела на двух колесах фабрики «Дукс». Полагают, и не без оснований, что голова приделана к туловищу исключительно для ношения шотландской шапочки. Ездит, сгорбившись в три погибели, и не любит, когда какая-нибудь сердобольная бабка обзывает его горемыкой». Вот такие обидные строчки посвящали когда-то первым иркутским велосипедистам.

Это интересно

— В 1800 году крепостной мастеровой из Пермской губернии Ефим Артамонов соорудил первый в мире велосипед. Он весил 40 килограммов, а его переднее колесо было в два раза больше заднего. И хотя в награду за техническую мысль крепостному была дарована свобода, патента Ефиму Артамонову не дали. Потому автором изобретения официально числится немец по имени Карл фон Драйс, который построил свое деревянное двухколесное детище только через 14 лет, в 1814 году.

— В Москве есть музей истории велосипедного дела, в фондах которого свыше 5000 экспонатов. Среди них коллекции велосипедных фонарей, звоночков, номерных знаков и старинных велосипедов.

— В Китае на один автомобиль приходится 250 велосипедов.

— Чтобы езда на двухколесном транспорте не нарушала вековых традиций, арабским женщинам разрешено ездить лишь на специальных велосипедах с низкой рамой, которые позволяют садиться за руль в длинных одеждах.

Метки:
baikalpress_id:  13 218