Дорожные фонды или адресные программы?

Строители и финансисты обсудили механизмы финансирования дорожной отрасли Приангарья

В Иркутской области более 170 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с областным центром из-за низкого качества дорог и отсутствия на некоторых территориях автомобильных трасс. При этом 80% от общей протяженности всех магистралей составляют гравийные дороги, среди которых много ведомственных трасс, построенных еще 30—40 лет назад — мягко говоря, они просто не соответствуют современным техническим нормам. Об этом шла речь в минувший вторник на заседании центра социально-консервативной политики «Байкал».

Деньги есть. Но мало

На круглом столе с длинным и мудреным названием «Модернизация транспортной системы России: создание региональных дорожных фондов» речь шла о вещах вполне понятных: состояние наших дорог. То, что оно плохое, никто и не спорил. Одна из главных причин сложившейся ситуации, отметили на заседании, заключается в нехватке средств.

При этом объемы финансирования на содержание, ремонт и строительство дорог в регионе превышают средства, выделяемые во многих других регионах. Но и дорог у нас, как выясняется, больше: общая протяженность автомобильных дорог в Иркутской области (федерального, областного и муниципального значения) составляет 14,3 тыс. км, а это, к примеру, на 1000 км больше, чем в Красноярском крае.

Впрочем, в целом объем финансирования развития дорожной сети в регионе существенно возрос в прошлом и нынешнем годах. На содержание дорожной сети в Иркутской области из региональной казны выделено в 2010 году 636 млн рублей, что на 200 млн рублей больше, чем в 2009 году. На капитальный ремонт дорог будет направлено более 90 млн рублей, в первую очередь на те работы, которые были начаты в 2008 году, но в результате финансового кризиса не были закончены. На строительство автодорог в нынешнем году в областном бюджете предусмотрен 191 млн рублей.

— Несмотря на то что в прошлом году не были выделены средства на капитальный ремонт, нам удалось привлечь средства федерального бюджета, закончить ряд объектов незавершенного строительства. Это касается и завершения работ по новому мосту в Иркутске, где мы в один год освоили более 1 млрд рублей и сдали второй пусковой комплекс, — рассказал министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. — Недавно губернатором Иркутской области подписано распоряжение о проведении торгов по третьему и четвертому пусковым комплексам нового моста через Ангару. В бюджете этого года предусмотрен 621 млн рублей, в том числе более 400 млн рублей — это кредитные средства — на строительство третьего пускового комплекса.

Дорожные фонды

Сегодня региональная и федеральная власть рассматривает вопрос создания регионального и территориального дорожных фондов. Проект активно обсуждается в Правительстве РФ совместно с президентом Дмитрием Медведевым. Возможно, дорожные фонды станут хорошей финансовой базой для развития дорог в Приангарье. Однако пока на федеральном уровне не определены механизмы их наполнения.

— Мы обсуждали с представителями правительства региона идею создания дорожных фондов и пришли к выводу, что пока на федеральном уровне не определены источники их финансирования, пока мы не понимаем, за счет чего будут формироваться эти фонды (либо это акцизы, либо транспортный налог, либо другие поступления на региональном уровне), обсуждать этот вопрос очень сложно, — высказал свое мнение на круглом столе депутат Законодательного собрания региона Сергей Тен, председатель координационного совета ЦСКП «Байкал».

С ним солидарен и министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. Кроме того, он считает, что сейчас, когда не определена схема финансирования дорожных фондов, нужно делать ставку прежде всего на адресные программы с гарантированным финансированием.

— В настоящее время рассматривается вариант формирования бюджетов дорожных фондов из налоговых поступлений от эксплуатации дорожной сети. Но если суммарно объединить средства, направленные на содержание, ремонт, строительство дорог и инженерных дорожных сооружений в 2010 году в регионе, то они в два раза превышают объем денег, поступающих по дорожному налогу. Поэтому мне кажется более реальным сегодня работать по подготовке качественных адресных программ, которые позволят привлекать средства из федерального бюджета. В связи с этим хочу всем рекомендовать принять активное участие в разработке областной целевой программы «Дороги Приангарья» на 2011—2015 годы.

Сомнения в эффективности дорожных фондов, а также равномерности их финансового наполнения высказали представители министерства финансов Иркутской области. Во-первых, если одним из источников наполнения фондов будут поступления из федерального бюджета, то здесь могут возникнуть финансовые проблемы, так как по прогнозам в ближайшие годы объем средств, выделяемых в регион из федеральной казны, будет постоянно снижаться. Федеральный центр постепенно переходит на точечное финансирование значимых объектов. К примеру, в 2011 году сокращение субсидий из федерального бюджета в Иркутскую область составит более 20%.

Резюмируя, представители министерства финансов региона сообщили, что более эффективным механизмом финансирования дорог на сегодняшний день являются долгосрочные целевые программы, которые полностью страхуют строителей в рамках гарантированных объемов средств и позволяют делать объективные долгосрочные планы развития дорожной сети.

Дорожники выступают за создание фондов

Между тем представители строительных компаний, проектных институтов, работающих в дорожной сфере, а также Союза дорожников региона одобряют создание фондов. На круглом столе многие говорили, что в те времена, когда фонды существовали в регионе, состояние дорог было лучше, чем сейчас. С ними согласилась и выступившая на круглом столе депутат Законодательного собрания региона Анастасия Егорова.

— Сегодня многие понимают, что незначительное финансирование, которое выделяется на реализацию программы развития автомобильных дорог до 2015 года, кардинально не улучшит состояние дорог к 2015 году. Это означает, что к 2015 году, когда наши магистрали будут в самом плачевном состоянии, нам необходимо будет затратить в два или даже три раза больше средств, чем на сегодняшний день, — пояснила она. По ее словам, на сегодняшний день по факту исполнения бюджета 2009 года акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторное масло составили 2 млрд 574 млн 647 тыс. рублей. — Вот те деньги, которые могут стать базой для формирования дорожного фонда, — отметила депутат.

Она также предложила провести совместное совещание правительства региона и областного парламента не позднее августа нынешнего года, в котором более детально обсудить создание фондов и определить финансирование, для того чтобы успеть заложить эти средства в проект областного бюджета на 2011 год. Кроме того, президент Дмитрий Медведев 16 июня в одном из своих выступлений сообщил, что пока федеральный бюджет формируется на 2011 год, нужно предусмотреть затраты на создание дорожных фондов.

Участники круглого стола, обсудив идею создания дорожных фондов, выслушав все «за» и «против», решили создать рабочую группу в составе представителей областного правительства и депутатов Законодательного собрания области по формированию концепции создания регионального и территориальных дорожных фондов. Кроме того, они решили провести детальный анализ источников финансирования фондов с учетом социальной справедливости и экономической эффективности.

Метки:
Загрузка...