«Буду делать хорошо и не буду — плохо!»

Грамотная тактика похвалы и наказания

Любое родительское воспитание не обходится без сладкой похвалы и горького наказания. Это два важных метода стимулирования поведения и деятельности ребенка. Главное — использовать похвалу и наказание с пользой, дабы не навредить собственному чаду в период его взросления. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, можно, руководствуясь основным правилом: плохое поведение игнорируем, а хорошее поощряем.

Похвала — витамин души

Мы хвалим, когда поощряем ребенка за четверки и пятерки, добрый поступок, полезный труд или разные успехи. Просто так не хвалите, похвала должна быть заслуженной. Плохо перехвалить или недохвалить, хорошая похвала — в меру и вовремя.

Выделяют три типа детей, особо нуждающихся в похвале. Первый тип — якобы неполноценный ребенок с сильно заниженной самооценкой. В ситуациях, когда он чувствует себя несчастным, некрасивым, можно похвалить. Если хотите чему-нибудь научить, похвалите авансом (опережающее одобрение). Похвала может быть косвенной, а также подъемной в случае любого повышенного требования, которое нужно начинать с одобрения. Ко второму типу относится талантливый ребенок. Кому много дано, с того нужно и много спрашивать. Хвалят особо одаренного за превышение своей, а не средней нормы. И третий тип — самолюбивый ребенок, слишком чувствительный к любым оценкам. С ним меньше прибегайте к сравнениям и соревнованиям с другими детьми. Как правильно хвалить:

— Не хвалите в присутствии других детей, чтобы не вызвать ревность.

— Не поощряйте за то, что достигнуто не своим трудом (например, красота от природы).

— Не стоит хвалить больше двух раз за одно и то же, а также из жалости или стремления понравиться.

— Недопустима похвала за счет унижения другого ребенка — это психологический разбой.

— Хвалите только поступки и дела ребенка, а не его самого.

— Помимо добрых слов похвалу можно выражать физическим контактом: объятием, поцелуем, поглаживанием по голове.

— В качестве похвалы крохе можно поручить выполнение какой-либо почетной обязанности. Это будет ответственное поручение, которое ему доверили как взрослому.

— Не стоит захваливать ребенка без учета действительных достижений.

— Старайтесь также не поощрять его за счет подарков и освобождения от неприятных обязанностей.

— Если малыш не уверен в себе, то хвалите его чаще, на всем протяжении работы. Даже за небольшие успехи. Подбадривайте, когда что-то не удалось сделать, хотя он старался. В этом случае работает досрочная похвала, или похвала авансом. Это похвала не за успешный результат, а за первые шаги к нему.

— Если же малыш уверен в себе и многое дается ему легко, то помните, что уверенность может быстро перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. К достижениям других он отнесется с иронией и даже презрением. Такого везунчика стоит хвалить за серьезное усилие над собой, а особенно за помощь другим детям. И обязательно поощряйте его, когда он радуется чужому успеху.

Где плохо, а где хорошо

Важно уделять внимание ребенку, когда он как раз не плохой, а хороший. Спокойный, незаметный, занятый делом, не привлекающий к себе внимание баловством и капризами. Если же начинаются выходки, любые замечания лучше всего свести к минимуму. Ведь хитрец своими показательными выступлениями только и добивается от вас душетрепательных эмоций. Поэтому сдержите себя, не кричите, не разговаривайте с ним. Словом, игнорируйте малыша до тех пор, пока он не перестанет безобразничать. А вот когда ему надоест без толку биться в истерике, похвалите. Ведь игнорируем мы не его самого, а только плохое поведение. Если проступок действительно серьезный, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

К примеру, скажите: «Мне не нравится, когда со мной так поступают, у нас так плохо никто не делает» и отведите его в комнату подумать над своим поведением. Если ребенок дерется, то пожалейте обиженного и попросите у него прощения за вашего малыша. Таким образом вы лишите внимания своего, и он поймет, что остался один. Как правило, двух-трех раз хватает, чтобы малыш осознал, что агрессивность ему не на пользу. Бывает, что на некоторые неприятные действия малыша (хлопает ладошкой маму, обрывает цветы, дергает кота за хвост) родители реагируют невольной улыбкой. Мол, мал еще, ничего не понимает. Однако эмоции лучше попридержать, ведь улыбку и смех он будет воспринимать как знак одобрения и поощрения.

Потом отучить будет гораздо сложнее, поскольку ребенок не поймет, почему родители сначала радовались, а теперь ругаются. Зато когда хотите закрепить какой-либо хороший навык, то улыбка и похвала просто необходимы. Ведь малыш нуждается в поощрении, признании, если поступает правильно. Кроме того, маме и папе следует подчеркивать и усиливать радость ребенка от преодоления трудностей. Это будет повышать самооценку, вдохновлять на новые результаты. Хвалить нужно за старательность и помощь, чтобы потом не жаловаться, что вырос лентяй.

Чтобы проучить, отбить охоту и научить

Чаще всего наказание должно быть следствием проступка: «Испачкал — почисти, уронил — подними, разлил — убери». Иногда следствие бывает и более существенным: порвала платье — не взяли в гости, долго собирался — опоздали в кино. Особенно вредны для ребенка слишком частые угрозы. Он знает, что его пожалеют и простят. Поэтому лучше совсем не пустословить или действительно выполнять сказанное. В первую очередь, когда ругаете ребенка, соблюдайте закон неприкосновенности личности. Осуждайте конкретное действие, проступок. Не ты плохой, а поступил плохо.

Дайте ребенку возможность выплыть и будьте осторожны с насмешкой, которая применима к детям с нормальной психикой и чувством юмора. Ругая и наказывая ребенка, можно использовать ироническую похвалу или косвенное неодобрение. Это может быть простое игнорирование, рассказ о ком-то, кто поступил так же плохо, или рассказ с сожалением о случае, произошедшем с вами в прошлом. Если ребенок ждет наказания, то понимает, что поступил нехорошо. И запомните, что ребенок должен бояться не нашего наказания, а нашего огорчения. Для него это наибольшее наказание.

Если говорить о физическом наказании, то нельзя:

— Наказывать орудием, усиливающим боль и страх (ремень, линейка).

— Прикасаться к голове ребенка.

— Трогать детей младше 3 лет.

— Наказывать ребенка старше 7 лет в присутствии сверстников, а старше 10 лет в присутствии любых посторонних.

— Наказывать девочку старше 10 лет, а мальчика старше 14 лет. В этом возрасте формируется новое качество личности.

— Наказывать нервных, впечатлительных детей. Есть риск нанести непоправимый ущерб.

Если вы наказали слишком сильно или несправедливо, то допустимо извинение. Но не стоит пускаться в излияния и обещать кучу подарков.

Наказание не в бровь, а в глаз

1. Наказание не должно вредить здоровью.

2. Если сомневаетесь в наказании, лучше не наказывать.

3. За один раз допустимо одно наказание.

4. Учитывайте срок данности. Лучше совсем не наказывать, чем запоздало.

5. Наказание не должно быть за счет награды.

6. Наказать не значит унизить.

7. Не наказывайте трудом, уроками. Лучшее наказание — это вынужденное безделье.

8. После наказания следует прощение.

9. Бывают особые, чрезвычайные случаи: подлость, предательство, кража. Ребенка нужно отвадить как можно раньше, как можно больнее. Степень наказания оказывает внушающее действие. Недопустимо чрезвычайно наказывать детей до 7 лет. Чрезвычайное наказание может быть только однократным. Если повторяется, значит, наказание было ошибкой.

Есть и обстоятельства, исключающие наказание:

— Когда ребенок болен или не оправился после болезни.

— Во время приема пищи, игры, работы, после сна и перед сном.

— Сразу после физической и душевной травмы, нужно переждать.

— Когда ребенок с чем-то не справляется, прилагая при этом большие усилия.

— Когда внутренние мотивы поступка вам непонятны или сомнительны.

— Когда вы сами не в духе.

Таким образом, собираясь похвалить маленького любимца, а тем более устроить заслуженную взбучку, задумайтесь на минуту — справедливо ли ваше решение? Не наломайте дров сгоряча, чтобы потом не было мучительно больно. Хвалите и наказывайте с умом! Тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе и жизнерадостным.

Метки:
baikalpress_id:  13 157