Злая бактерия

Как утверждают врачи, почти 80% школьников смело можно ставить диагноз «гастрит». И среди взрослого населения людей с абсолютно здоровым желудком очень мало. Причиной этому служат не столько стрессы, неправильное питание, перекусы всухомятку, сколько зловредная бактерия Helicobacter pylori. Согласно многолетним исследованиям ученых, именно она вызывает у людей гастрит, а также язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Более подробно рассказывает Любовь Решетник, завкафедрой детских болезней ИГМУ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.

Австралийцы провели эксперимент на себе

Большая часть заболеваний желудочно-кишечного тракта, а это хронические гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка, связаны с верхним отделом пищеварительного тракта. Все это одна группа заболеваний, 90% которых сопряжены с инфицированием хеликобактер пилори (Helicobacter pylori). За открытие прямой взаимосвязи этой бактерии и заболеваний ЖКТ два австралийских ученых в 2005 году получили Нобелевскую премию. Причем произошло это случайно: во время пасхальных каникул ученые забыли в термостате бакпосевы от больных.

Они простояли несколько дней и дали рост необычных колоний бактерий. Ученые смогли идентифицировать их. Вот так совершенно случайно был открыт источник колоссального количества проблем — и по сей день тысячи людей умирают от рака желудка и язвенных кровотечений. Австралийцы были очень смелыми людьми, они решились провести эксперимент на себе: выпили взвесь бактерий, приняли таблетку для понижения кислотности в желудке, чтобы бактерии прижились наверняка. Через неделю развился гастрит. За ценное открытие, за самоотверженные работы по самозаражению им и дали Нобелевскую премию.

Вообще, бактерии Helicobacter pylori в природе в процессе эволюции нашли свое место в желудке у млекопитающих. Они способны производить определенный фермент — уреазу, который обладает свойством расщеплять мочевину. В процессе этого расщепления образуется облачко газа, которое закрывает эту бактерию от кислого содержимого желудка. В процессе симбиоза большой организм и бактерия эффективно взаимодействуют: живут в желудке, продуцируют этот газ, стимулируют клетки, вырабатывающие соляную кислоту. Положительное взаимодействие налицо — изначальной функцией бактерий была помощь в переваривании пищи. Но в конце XIX века бактерии начали приобретать некоторые факторы патогенности, то есть превратились из полезных во вредные, стали продуцировать вещества, вызывающие воспаления желудка. Поселяясь на слизистой желудка, Helicobacter pylori, в отличие от других патогенных бактерий, умеют прикрепляться к ней. И в таком состоянии творят чудеса, но, к сожалению, в негативном смысле этого слова — они разъедают слизистую желудка. Порой эти изменения необратимы и приводят к самому печальному — онкологии.

— Именно Helicobacter pylori приводит к раку желудка, бактерия признана канцерогеном I класса, — подтверждает Любовь Решетник. — Например, Австралия, которая первая начала применять среди своих граждан массовое лечение на уничтожение этих бактерий, имеет низкие показатели по заболеваемости раком желудка. На Зеленом континенте обследуется не только каждый человек с признаками гастрита или язвы — широко распространены и профилактические исследования. Ну а чем раньше поставлен диагноз, начато лечение, чем больше шансов для долгой, благополучной жизни. Таким образом австралийские власти минимизируют потери населения своего материка.

Передается через поцелуи

— Как же распространяется опасная бактерия? Можно ли от нее защититься?

— Появившиеся патогенные штаммы Helicobacter pylori были разнесены в человеческой популяции за счет того, что врачи используют определенные методы диагностики: зондовые исследования и эндоскопическую оптику. На сегодня это наиболее эффективные методы исследования состояния желудка, более действенных технологий пока не изобретено. Но, как говорится, у любой медали есть две стороны — применяя такие методы, нужно качественно обрабатывать, дезинфицировать медицинскую аппаратуру. В России аппараты закуплены во многих государственных и частных медицинских центрах, а оборудование по дезинфекции есть далеко не везде. Так и распространяется Helico-bacter pylori. На 17-м конгрессе гастроэнтерологов, который проходил в Японии, было официально заявлено: 4-кратный рост язвенной болезни связан именно с применением этих методов диагностики. Впрочем, есть и другие способы распространения, например фекально-оральный путь. Зараженный бактерией человек наверняка заразит и членов своей семьи. Бактерия может некоторое время существовать на внешних объектах: дверные ручки, общая посуда, полотенца, общая зубная щетка; возможно распространение и через общую постель.

— А через поцелуи?

— Обязательно! С помощью молекулярных методов исследований доказано, что Helicobacter pylori распространяется через поцелуи. Так что если муж мается гастритом, связанным с инфицированием этим микробом, то у жены наверняка возникнет та же проблема. Стремительно бактерия распространяется в детских коллективах. Этому способствуют общая посуда, питье из одной бутылки, дети любят передавать друг другу жвачку. Так что к окончанию детского сада около 40% детей оказываются больны, а в школе к 10 годам уже 80% ребятишек инфицированы, имеют положительные тесты на наличие Helicobacter pylori.

Наиболее эффективным методом диагностики, как мы уже упоминали, является гастроскопия: осмотр пищевода, полости желудка и двенадцатиперстной кишки при помощи специального инструмента — гастроскопа, вводимого в желудок через рот и пищевод. Гастроскоп представляет собой гибкую трубку, внутри которой находится волоконно-оптическая система. Обычно при исследовании берется кусочек ткани желудка, который детально исследуется под микроскопом. К более щадящим методам относится уреазный тест — проверка на наличие бактерии путем дыхания в специальную трубочку. Дыхательный тест проводится натощак. Также наличие бактерии можно определить в фекалиях пациента.

Пройти эрадикационную терапию

— Чем опасна бактерия Helicobacter pylori?

— Она вызывает не только воспаление слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки, но и инициирует явление атрофии. Бактерия уничтожает желудочный эпителий, он замещается на кишечный, который плохо себя чувствует в кислой желудочной среде, что и является основой для рака. Конечно, значение имеет и генетика. Если в генотипе заложена язвенная болезнь желудка, например по материнской линии, то риск заболеть у детей увеличивается в 2,5 раза. А если отягощенную наследственность несут и папа, и мама, то риск повышается в 6 раз. Чем в более раннем возрасте инфицируется ребенок, тем выше риск развития у него рака во взрослом состоянии. У некоторых инфицированных детей так хорошо, интенсивно работают защитные силы организма, что антитела активно уничтожают бактерию и осложнений для организма в виде гастрита, язвы и рака не происходит.

Поэтому при подтвержденном инфицировании важно пройти курс так называемой эрадикационной терапии (так называется именно лечение хеликобактерной инфекции). Терапия эффективна в 50—97% случаев, она способна предотвратить развитие атрофии, когда желудочные клетки безвозвратно погибают. Правильное лечение включает в себя одновременный прием трех препаратов: ингибитора протонной помпы, который способен подавить кислотообразование на 12 часов, а без кислоты бактерия будет чувствовать себя неуютно. Чтобы Helicobacter pylori не переселился из нижнего отдела желудка в верхний, прописывается антибиотик.

Поскольку Helicobacter pylori выработал определенную устойчивость к антибиотикам, то современная модифицированная комплексная терапия подразумевает два антибиотика: пенициллинового ряда и макролиды. Третий компонент — это препараты висмута, де-нол, которые образуют пленочку на слизистой желудка и не дают бактерии расти дальше. Лечение длится 7 дней. У детей эти схемы применяют с 5-летнего возраста, но используют меньшие дозы препаратов, ингибиторы протонной помпы применяют лишь с 12 лет. Параллельно или после эрадикационной терапии назначаются препараты с содержанием лакто- и бифидобактерий — для восстановления микрофлоры желудка. Можно принимать кисломолочные продукты: кефир, курунгу, кумыс, айран.

Грамотно проведенная эрадикационная терапия улучшает состояние человека на 5 лет. Но не исключает вероятность повторного заражения Helicobacter pylori. Если это произошло, лечение придется повторить.

— Во всем мире заболеваемость раком понижается, но по Иркутской области статистика неутешительна. Основная проблема — поздняя постановка диагнозов. Согласно Приказу Минздрава № 615, на 100 тысяч детского населения нужен хотя бы один врач-гастроэнтеролог. Нам таких ставок не выделяют. В результате дети и взрослые инфицируются, обращаются за помощью поздно. А специфика болевого синдрома при гастрите и язве такова, что она первично хроническая, то есть боль возникает лишь в начале болезни, потом она приходит спорадически. Так проходит драгоценное время, когда бактерия уничтожает слизистую оболочку желудка. С главным врачом Ивано-Матренинской детской городской больницы мы запланировали открыть кабинет, куда бесплатно мог бы обратиться каждый маленький иркутянин. Но сегодня не выделены бюджетные ставки и нет лицензии на оказание амбулаторной помощи. Хотя мы могли бы обследовать и назначать адекватное лечение и тем самым проводить профилактику рака желудка у жителей Иркутска. Пока же специализированную помощь бесплатно дети могут получить только при госпитализации в Ивано-Матренинскую больницу либо за деньги в частных центрах.

Советы врача

Избегать тригерных факторов

При поставленном диагнозе «гастрит» важно соблюдать диету, не питаться всухомятку. Необходимо избегать тригерных факторов (обстоятельств, усугубляющих симптомы заболевания, обостряющих его).

— К тригерным факторам при гастрите относится прием пищи второпях, когда человек не ест, а проглатывает еду не жуя, при этом происходит механическое повреждение слизистой оболочки желудка. Также это частое употребление продуктов, в которых нет защитных факторов. Это пища, содержащая красители и консерванты. Природа так грамотно распорядилась, что в продуктах питания всегда содержатся протекторные факторы, способные защищать слизистую желудка. Они находятся в свежих продуктах — незамороженном мясе, овощах и зелени прямо с грядки, а также в молоке, молочнокислых продуктах, овсяной и рисовой каше, содержащих слизеобразующие вещества. В питании важно соблюдать принципы химического, механического и термического щажения. То есть пища не должна быть ни горячей, ни холодной — 37 градусов. Блюда не должны содержать пряностей. Лучше избегать острого, копченого, жареного, жирного — для переваривания жирной пищи требуются большое количество желчи. Про кетчупы, майонезы и газировку лучше забыть. Предпочтение лучше отдавать простой крестьянской щадящей пище.

Признаки гастрита

— Диспепсические симптомы: отрыжка, изжога, явления метеоризма;

— симптом проскальзывания: во время приема пищи ребенок бежит в туалет;

— запоры;

— боли в животе (чаще жалобы связаны с приемом пищи сразу после завтрака/обеда/ужина или через полтора часа после трапезы);

— астеновегетативный синдром, когда человек часто чувствует усталость, разбитость, его мучают головные боли.