Университетский и реклама пива несовместимы

Предприниматели пытались ликвидировать нарушения рекламного законодательства не отходя от кассы

Под пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы Иркутской области микрорайон Университетский попал неспроста. Нарушения закона о рекламе тут буквально на каждом шагу. Основное и сомнительное преимущество микрорайона — его компактность, поэтому местным предпринимателям, открывающим торговые точки со спиртным, приходится сильно рисковать. Ведь любая пивнушка или павильон будет обязательно соседствовать со школой, детским садом или поликлиникой, в то время как в законе сказано, что рекламировать и продавать спиртное нужно на расстоянии не меньше чем 100 метров от детского учреждения.

Обиделись из-за мяса

Рейд, проводимый антимонопольной службой совместно с комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) г. Иркутска, начался с центра города. По наводке журналистов специалисты выехали к рекламному щиту «Грудь года», размещенному аккурат на выходе из 15-й школы. Автором баннера является развлекательный центр «Акула». Война с этим заведением у антимонопольщиков не прекращается несколько лет. На своих анонсирующих плакатах «Акула» то матерное слово напишет латиницией, то Ленина нарядит в колпачок, а уж про лучшую грудь или мужскую попку года и говорить нечего.

На этот раз «Акула», уже, видимо, наученная опытом, поскромничала. Фотографии на щите, рекламирующем пикантное мероприятие, не было. Однако нарушения рекламного законодательства тут были налицо. Во-первых, морально-этическая сторона вопроса. О чем могут думать дети, чему учиться, глядя из школьного окна на подобную рекламу?

— Мы будем привлекать высшие учебные заведения, чтобы провести соцопрос, или проведем экспертизу на предмет этичности этой рекламы, — говорит Александр Кулиш, заместитель руководителя Иркутского управления ФАС России. — Помимо прочего на баннере есть реклама пива, что недопустимо, ведь щит находится рядом со школой.

Помимо всего «Акула» не получила у городской власти разрешения на установку злополучного рекламного щита. Так что «Акуле» в очередной раз грозят штрафы.

По дороге в Университеский Вера Шевкунова, главный специалист отдела наружной рекламы КУМИ Иркутска, рассказывает, что очень часто в их службу звонят пенсионеры. Особенно граждан пожилого возраста возмутил баннер, недавно появившийся на улицах Иркутска, со следующим лозунгом: «Мир, труд, мясо!» По словам Веры Владимировны, люди в возрасте очень трепетно относятся к своему прошлому, подобные вольности их очень оскорбляют. Сейчас специалисты КУМИ ищут заказчиков этой рекламы, за которую тоже грозят штрафные санкции.

Антивандальные рекламные плакаты

Уже при въезде в микрорайон Университетский замечены первые нарушители. Киоск с вывеской «Живое пиво», расположенный через дорогу от детского садика, наглухо закрыт, поэтому специалисты ФАС устремляются в соседний павильон, в котором застают его хозяйку Аделину Вережникову. Изнутри и снаружи павильон весь завешен плакатами с изображением пива. Едва узнав, зачем пожаловала делегация, Аделина принимается срывать плакаты.

— Отодвиньте холодильник, пожалуйста, иначе мне плакат не снять, — предприниматель без лишней скромности обратилась к заместителю руководителя антимонопольной службы.

Когда последнее изображение пива было сорвано со стены, Аделина Вережникова объяснила, что в ее павильоне плакаты служат не столько рекламным, сколько практическим целям. Они защищают торговую точку от палящего солнца и одновременно служат «антивандальной заслонкой». Подростки из Первомайского, которым в павильоне Вережниковой не продают пива, уже не раз пытались разбить тут окна.

— Ничего, теперь плакаты с колой буду вешать, — улыбается женщина и тут же набирает номер телефона своего поставщика, чтобы тот выслал мастеров для демонтажа светящейся рекламы пива, прикрепленной с внешней угловой стороны павильона. — Неприятности мне не нужны, — сурово говорит Аделина в трубку.

Хотя предприниматель стремительно ликвидировала все нарушения, избежать неприятностей ей, скорее всего, не удастся. Представители ФАС все сняли на камеру и составили акт. В будущем индивидуальному предпринимателю — владельцу павильона, совершившему административное правонарушение, — грозит штраф от 4 до 20 тысяч рублей.

Проедутся по всем спальным районам

Куда более серьезные штрафные санкции (от 100 до 500 тысяч) применяются к юридическим лицам. Одно такое лицо (ООО «Эдельвейс») было обнаружено в Университетском. Павильон с разливным пивом и вином нарушал сразу несколько пунктов рекламного законодательства. Во-первых, он находился рядом со школой и рекламировал пиво; во-вторых, отсутствовали пометки о вреде чрезмерного употребления; ну и в-третьих, тут наличествовала реклама вина, которая вообще под запретом.

— Подобные проверки будут проводиться и в других спальных районах города, — говорит Александр Кулиш. — Если раньше мы проводили рейды два раза в год, то сейчас их количество увеличится. Упор будет сделан именно на спальные районы, поскольку к более оживленным местам нашего города, где рекламу размещают крупные рекламные агентства, претензий почти нет.

Антимонопольная служба призвана не только наказывать нарушителей рекламного законодательства, но и проводить обучающие семинары, где специалисты ФАС тщательно растолковывают букву рекламного закона. Однако предприниматели, несмотря на символическую плату за занятия, посещают их неохотно.

Метки:
baikalpress_id:  12 965