Байкал открывает глаза

Ученые несколько лет изучают круговые структуры на льду озера, видимые со спутника

Шумиха вокруг гигантских проталин на льду Байкала не утихает уже второй год. Видимые из космоса темные кольца (или, как их еще называют — «глаза») диаметром в несколько километров, образующиеся на весеннем льду озера, изумили многих и стали предметом пристального внимания ученых. Заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН Николай Гранин уверен, что ничего мистического в образовании колец нет. Результаты проведенных исследований объясняют это явление чисто физическими процессами.

Байкальские вихри

Возможность разглядеть гигантские кольца Байкала появилась не так давно. Первая такая кольцевая структура была зафиксирована 4 апреля 2003 года. Кольцо располагалось в районе мыса Крестовского. Позже ученые отмечали аналогичные круги в этом же районе в 2005-м и 2008 году. Анализ информации за предыдущие годы показал, что круги на льду озера имелись в этом месте и в 1999 году.

— Сегодня у нас имеются данные ежедневного космического мониторинга озера. Снимки выкладывают в Интернет, они находятся в свободном доступе. В основном ими пользуются ученые научных институтов для своих исследований, — отмечает Андрей Кичигин, заместитель директора Сибирского филиала научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд».

По словам Андрея Кичигина, образование кольцевых явлений до конца не изучено. Есть только предположения. Одно из них — восходящие потоки относительно теплой воды, которая закручивается так же, как вихри в атмосфере. Снизу она подмывает лед, образуя темные круги, которые и видны на снимках.

Кольца живут своей жизнью

Появления темных кругов ученые ждут каждую весну. Уже имеющиеся данные позволяют делать прогнозы относительно ожидаемых мест их возникновения. Ученые утверждают, что существует пять районов озера, где образуются подобные ледовые структуры.

За годы изучения кольца появлялись чаще всего в районе мыса Крестовского, в северной оконечности пролива Малое Море, в западной части Южного Байкала. Здесь круги появлялись два, три, а то и четыре раза. Растет и количество образующихся структур.

В прошлом году после появления ледовых колец специалисты организовали выезд в западную часть Южного Байкала, в район Ангасолки. На место они прибыли на «Хивусе», катере на воздушной подушке.

— Увидеть круги можно только с очень большой высоты. Наша группа пыталась разглядеть кольца с прибрежных гор, но безрезультатно. Видимо, высота была недостаточной. Лучший результат дает вид со спутника, но можно попробовать разглядеть кольца с самолета или вертолета. Во время исследований в апреле 2009 г. в западной части Южного Байкала были отобраны ледовые керны, измерялось вертикальное распределение температур в водной толще. Было установлено, что кольцевая структура образуется за счет генерации течений. А они в свою очередь возникают из-за того, что в центре структуры происходит подъем глубинных вод, который генерирует течения, направленные по часовой стрелке. Там, где усиливается течение, лед становится тоньше.

В самом центре кольца и на его периферии толщина льда была примерно одинаковая, около 70 см, однако в радиусе 2 км от центра круга она не превышала 43 см. Всю ледовую толщу в этом месте пронизывали вертикальные микротрещины.

В марте этого года разница в толщине льда в районе прошлогоднего кольца составляла около 10 см. Однако до сих пор структура явно не проявилась, возможно из-за крайне суровой зимы.

Газовые факелы

Почему чаще всего темные круги на льду возникают именно в конкретных местах, ученые могут только догадываться. А вот что касается исследования механизма образования кольцевых структур, то тут имеются определенные наработки.

Байкал является единственным пресным водоемом, в донных отложениях которого найдены газовые гидраты — похожие на лед структуры, в которых молекула метана окружена молекулами воды в соотношении 1:6. Впервые признаки существования газовых гидратов в донных отложениях озера были отмечены в 1978 году. В конце 90-х годов Лимнологический институт начал исследования выходов газа на Байкале.

Учеными обнаружено более ста районов мелководных (глубина менее 380 метров) выходов газов. В связи с появлением новой аппаратуры с 2005 года появилась возможность фиксировать и глубоководные выходы газов (глубже 380 метров).

— Вот один из факелов газа, поступающего из дна, обнаруженный в районе мыса Кадильного вблизи поселка Большое Голоустное, — показывает схему Николай Гранин. — Этот газовый факел имеет форму ступы, его мы обнаружили в 2007 году.

В настоящее время в глубоководной зоне Байкала найдено более 10 факелов. В начале 2000-х участники международной экспедиции находили грязевые вулканы на дне Байкала и давали им имена. Решено было называть грязевые вулканы по названию городов, в которых проживали специалисты: Санкт-Петербург, Новосибирск и др. До Иркутска очередь не дошла.

Самый высокий грязевой факел — более 900 метров — находится в Среднем Байкале, в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург, на глубине более 1400 м. По одной из гипотез, именно извержение грязевых вулканов на дне озера может спровоцировать подъем глубинных вод, а значит, таяние льда, в результате которого могут образоваться большие темные круги на льду, которые и видны со спутника.

Мнение

Ольхонский шаман Валентин Хагдаев, объясняя причины появления на льду озера гигантских кругов, также не склонен предаваться мистике.

— На льду нередко появляются фигуры самой разной формы, а не только круги, — говорит шаман. — Это природное явление. Фигуры появляются из-за течения подо льдом более высокой температуры, а может, и из-за миграции рыб или геомагнитных полей земли.

Между тем есть мнение, что круги как-то связаны с НЛО, которое поднимается из байкальских пучин.

— Я лично НЛО не видел, но знаю человека, который утверждает, что видел этот объект собственными глазами, видел как он выходит из бурлящей воды. Байкал — по-прежнему загадка, и название у него раньше звучало как «ламу», что в переводе значит «океан загадок, чудес».