Автобусы вместо маршруток?

Возможная реформа автотранспорта Иркутска вызвала неоднозначную реакцию

В Иркутске вновь заговорили о том, что старые добрые маршрутки заменят на более вместительные автобусы. Один автобус вмещает в 3—4 раза больше пассажиров, что снизит количество общественного транспорта на дорогах и разгрузит улицы Иркутска, считают реформаторы. Однако пересаживаться в просторные автобусы готовы далеко не все иркутяне.

Сократим маршрутки — разгрузим дороги

Сегодня более 70% населения города пользуется частным транспортом. Особым спросом пользуются маленькие маршрутные такси, за место в которых зимними вечерами пассажиры не прочь и подраться. При этом аварии чаще всего случаются при участии именно этого вида транспорта. Оставляет желать лучшего и качество оказываемого сервиса: полуразвалившиеся маршрутки, привезенные, как правило, из Южной Кореи, порой не выдерживают никакой критики.

— В департамент почти ежедневно поступают жалобы от горожан на то, что в салонах маршрутных такси грязно, водители курят, могут нахамить, громко включают музыку и т. п., — рассказал Сергей Чертков, начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска. — Другая проблема — маршрутные такси не работают по расписанию, не соблюдают интервалов движения, большинство выходят на маршрут только в часы пик. И это тоже вызывает недовольство горожан. К тому же водители зачастую игнорируют ежедневный медицинский осмотр.

Большие трудности создает и загруженность городских дорог, которая возникает в том числе и из-за большого количества маршруток.

— Например, мы посчитали, что для нормального обслуживания маршрута № 9 Радищево — Центральный рынок достаточно девяти автобусов средней вместимости. Сегодня там работает 40 маршруток.

Считается, что, когда количество маршруток, а следовательно, и водителей сократится, над ними будет проще осуществлять контроль. На таком фоне стремление властей исправить положение вполне оправданно. От слов — к делу. Чтобы автотранспортные предприятия города активнее внедряли габаритные автотранспортные средства, предлагается даже устроить конкурс по 20 маршрутам, победители которого смогут первыми возить людей по новому Ангарскому мосту. И уже буквально на днях будет запущен один такой маршрут, сообщили в городской думе. Габаритные автобусы будут проходить из микрорайона Радужного через плотину и улицу Байкальскую по новому мосту.

«В сарай не сяду!»

Разгрузить дороги и повысить комфорт и безопасность передвижения граждан на общественном транспорте — вот основная задача, стоящая перед чиновниками. Но как на новую инициативу отреагируют сами иркутяне?

— Ни за что не буду ездить в этих сараях! — говорит Татьяна, жительница микрорайона Первомайского. — Народ набивается как сельди в бочку. Едешь стоя и думаешь: «Подержаться за перила, чтобы не упасть, или прикрыть карманы, чтобы не ограбили». К тому же на маршрутке добираешься до места гораздо быстрее, а на автобусе едешь часами. Еще один вопрос, который мучает горожан, — качество новых больших автобусов. Как стало известно «СМ Номер один» от одного из водителей, подержанные габаритные автобусы, которые сегодня ездят по Иркутску, в основном закупаются в Южной Корее и предназначены для школьников. При этом известно, что в Новосибирске, например, транспортники давно уже запустили большие маршрутные такси, в которых можно стоять. Нередко встречаются авто марки «Мерседес». Найдутся ли у иркутских транспортников такие средства и захотят ли они участвовать в такой реформе вообще? Ведь старые маршрутки, на которые тоже были затрачены немалые деньги, придется выбросить.

В администрации считают, что на популярные маршруты всегда найдутся желающие, даже если придется сократить штат сотрудников и вложить значительные средства в обновление автопарка. Что же касается непопулярных маршрутов, то там будут курсировать муниципальные автобусы и троллейбусы. Кстати, на обновление этого парка по программе софинансирования Иркутск в этом году затратит 22 миллиона рублей. Всего же из разных уровней бюджета на эти цели запланировано направить 66 миллионов.

В администрации Иркутска не скрывают, что переход на новые стандарты пассажирских перевозок не будет безболезненным и не совершится в ближайшее время. Лишь постепенно город сможет решить этот вопрос.

— Позицию городской администрации не нужно толковать однозначно: все маршрутки из города не исчезнут, — заверил Чертков. — И мы, отмечу, не настаиваем на том, чтобы они все исчезли. В городе останутся маршруты, на которых будут работать и автобусы малой вместимости.

Справка

Сегодня в Иркутске работает более 230 частных автотранспортных предприятий и курсирует не менее 1,5 тысячи маршруток и автобусов. Только в ассоциацию автотранспортных предприятий города входит 42 компании. Они обслуживают до 70% городских маршрутов. В администрации считают, что на остальные 30% приходится количество малоквалифицированных перевозчиков, которые при переходе на большие автобусы постепенно уйдут с рынка.

Метки:
baikalpress_id:  42 287