ИВВАИУ: что есть и что будет?

Судьба площадки бывшего авиационного института по-прежнему неясна

Казалось бы, легендарного училища нет — плачевные итоги давно подведены. Однако чем дальше в лес, тем больше дров. Уникальный гагаринский МиГ-15 сдан в утиль, Иркутский авиационный лицей вот-вот уйдет в историю... Беспорядок и бесхозность на территории военного городка продолжают процветать.

Корпуса пустуют

На территории ИВВАИУ прочно обосновалась бригада спецназа. Казармы, аэродром, часть общежитий и учебных корпусов давно переданы новым хозяевам. Однако помещения большей частью пустуют. Тысячи квадратных метров аудиторий и учебных классов стоят без дела. Сотрудники ИВВАИУ и жители городка опасаются, что, если здание училища и дальше будет пустовать, памятник архитектуры ожидает участь красных казарм: корпуса попросту обветшают и придут в негодность.

Сегодня доступ в корпуса ИВВАИУ строго ограничен. Лопнувшие трубы, провалившиеся полы... Слухи о том, в какой упадок пришли здания училища за год простоя, служат благодатной почвой для досужих разговоров. Те, кто вхож в здания училища, ситуацию опровергают: в единичных случаях неполадки есть, однако о разрухе, к счастью, говорить пока рано.

Что с Суворовским училищем?

Первоначально в стенах ИВВАИУ предполагалось открыть филиал Московского государственного технического университета, после — Суворовское училище. Обсуждение последнего выходит, кажется, на новый виток переговоров. На недавней встрече с ветеранами глава региона Дмитрий Мезенцев подчеркнул: работа в данном направлении идет. Планы все еще в силе. В скором времени для рассмотрения возможных площадок под размещение Суворовского училища в Иркутск приедет специальная комиссия Минобороны России.

Напомним, что в ходе последнего визита в Приангарье заместитель министра обороны Николай Панков подверг сомнению возможность организации Суворовского училища на площадке ИВВАИУ. Причина — несоответствие материально-технической базы необходимым требованиям.

В ответ инициативная группа ветеранов училища разработала проект реализации комплекса мер по реконструкции и оптимальному варианту использования материально-технической базы ИВВАИУ.

— С одной стороны, проект позволит сохранить комплекс исторических зданий и в полной мере задействовать учебную базу ИВВАИУ, с другой — существенно сэкономить, — комментирует Виктор Шпрах, полковник запаса, председатель совета ветеранов ИВВАИУ, старейший работник училища. — В сравнении со строительством новых объектов проект реконструкции предполагает вложение гораздо меньших финансовых средств. Справедливости ради стоит заметить: многие эксперты склонны рассматривать проект создания училища в Иркутске как идею из разряда утопических.

— Учитывая масштабные реформы по сокращению числа военных вузов, идея создания Суворовского училища не будет всерьез рассматриваться чиновниками от Министерства обороны, — уверен Виктор Кашковский, подполковник в отставке, в недавнем прошлом доцент кафедры ИВВАИУ. — Зачем, сокращая уже существующие училища, создавать новые?

Лицей ликвидируют

В то время как учебные корпуса ИВВАИУ пустуют, Иркутский авиационный лицей ликвидируют. Причина — нет крыши над головой. Прошлой зимой, когда училище расформировали, лицей из здания ИВВАИУ выселили. Тогда помог город: учебное заведение переехало в здание муниципальной школы № 76. Лицеисты благополучно продолжили обучение, однако вопрос о дальнейшем наборе был снят — в одном здании двум учебным заведениям тесно. Вопрос решали, обсуждали, но итог неутешителен: свободного муниципального помещения не нашлось, средств на аренду изыскать не удалось.

В мае Иркутский авиационный лицей выпустит последний набор мальчишек, совместив сразу две даты: 15 лет со дня основания с датой ликвидации. За время работы учебное заведение выпустило свыше тысячи мальчишек. Больше половины лицеистов стали курсантами лучших военных вузов страны. Из года в год статистика была стабильной: 95—97% выпускников поступали в высшие учебные заведения, в том числе и гражданского профиля.

Сегодня область в лице губернатора и представителей широкой общественности готова отстаивать проект основания в Иркутске Суворовского училища. Проект, безусловно, интересный. Вот только жаль, что за авиационный лицей заступиться некому.

Гагаринского УТИ МиГ-15 больше нет

Еще один вопрос, который официально пока так и не урегулирован, — создание музея авиации на базе уникальных экземпляров летной техники ИВВАИУ. Напомним: в попытке спасти самолеты энтузиасты-авиаторы развернули прошлым летом активную деятельность. Небезызвестный двойник Брежнева, пилот-инженер первого класса Борис Макаров, привлек к идее создания музея всю летную общественность Иркутска. Губернатор области проект поддержал. Распродажу уникальной летной техники удалось остановить, правда часть исторически ценных экземпляров оказалась безвозвратно потеряна. Что касается самолетов и вертолетов, которым суждено стать экспозицией музея, то они тоже частично разобраны. Следуя нормативам, для последующей сдачи в госфонд с уникальной летной техники были сняты детали и элементы оборудования, содержащие в своем составе драгметаллы. Соблюдение формальности обернулось варварством.

Две недели назад заместитель директора Иркутского авиационного спортивного клуба ДОСААФ Андрей Ставинов лично ознакомился с будущей экспозицией. Показывая фотографии с раскуроченной техникой, он невесело комментирует:

— С точки зрения нормативов к действиям военных не придраться — все согласно правилам, — говорит Андрей Ставинов, один из членов инициативной группы по созданию музея. — Однако даже при минимальной заинтересованности в сохранении исторической ценности снять панели, оборудование можно было бы гораздо бережнее. Иначе как варварским такое обращение с техникой именовать сложно.

Беседуя о будущей экспозиции музея, мы не могли не спросить о судьбе гагаринского УТИ МиГ-15. Еще полтора года назад, рассказывая об уникальном самолете, один из преподавателей ИВВАИУ заметил: учитывая историческую ценность экземпляра, его рыночная стоимость выше любой современной модели. Ответ Андрея Ставинова поверг в шок: — Этот самолет по решению Минобороны в экспозицию музея не вошел. К несчастью, его больше нет. Его сдали в утиль.

Самолет чуть не стянули?

По рассказам жителей городка, в утиль едва не угодил и самолет МиГ-29, который стоит на постаменте у КПП № 1. Достоверно историю воссоздать сложно. По одной из версий, поздно вечером в канун новогодних праздников предприимчивые деятели пытались демонтировать самолет с постамента. Благодаря бдительности граждан попытка варваров успехом не увенчалась. Реальных очевидцев ЧП нам найти не удалось, однако в одном из охранных агентств подтвердили: ситуация действительно имела место быть.

— КПП № 1 разгромлено. За порядком на территории городка никто не следит, — в который раз комментирует ситуацию Марина Ступина, жительница городка, председатель региональной общественной организации «Крылатая слава России». — Мы поднимаем проблему, обращаемся во все инстанции, однако воз и ныне там. Такое впечатление, что городу мы абсолютно не нужны.

Метки:
baikalpress_id:  23 468
Загрузка...