Чтоб не растеряться...

Реформа электроэнергетики идет достаточно быстро

В Братске прошел семинар, который был организован Иркутской энергосбытовой компанией. По словам директора Иркутской энергосбытовой компании Сергея Ивановича Бабкина, такие встречи с потребителями являются традиционными на тех территориях, где компания выступает в качестве гарантирующего поставщика. Этот статус означает, что организация является публичной и обязана заключить договор с любым потребителем Иркутской области, который к ней обратится. Решением региональной службы по тарифам с 1 января 2010 года произошло расширение полномочий Иркутской энергосбытовой компании как гарантирующего поставщика на территории всей области. Поэтому, памятуя о лучших традициях, представители компании решили встретиться с братчанами, ответить на вопросы, рассказать об изменениях, которые произошли на рынке электроэнергии в прошлом году, и о тех тенденциях, которые становятся очевидными в 2010-м.

Что такое рынок электроэнергии?

Семинар включал в себя презентацию «Основные тенденции на энергорынке Иркутской области в 2010 году» (ее сделал заместитель директора ИЭСБК Матвей Куимов) и ответы на вопросы, которые задали потенциальные потребители, заполнившие зал Братского драмтеатра. Слушатели получили возможность узнать, что представляет собой рынок электроэнергии, каким образом складывается конечный тариф для потребителей, находящихся на розничном рынке, каково соотношение долей электроэнергии, приобретенных по регулируемой и свободной ценам, а также чего ждать в будущем и как ведут себя нерегулируемые цены. Реформа электроэнергетики идет достаточно быстро. В России создан оптовый рынок электроэнергии. Несмотря на то что он скорее виртуален, чем реален, оптовый рынок, тем не менее, во многом определяет процессы на розничном рынке. Происходит либерализация цен на электроэнергию, и темпы этого процесса таковы, что в 2011 году весь объем электроэнергии будет покупаться «на опте» по свободной цене.

— В первом полугодии 2007 года мы начинали с пяти процентов поставок по нерегулируемым ценам, — сообщил Матвей Куимов, — а во втором полугодии 2010 года такие поставки будут составлять уже 80%. В 2011 году электроэнергия будет продаваться по регулируемой цене только населению, которое защищается государством. Для всех остальных потребителей цена будет либерализована.

Иркутская область находится в наиболее сложном положении по сравнению с другими регионами, поскольку здесь были иные стартовые условия, а именно низкие тарифы на электроэнергию. Как следствие — при либерализации темпы роста тарифов в Иркутской области выше, чем в других регионах.

Генерация, сбыт, потребитель

Привычная схема отношений была разрушена несколько лет назад. Сегодня все генерирующие электростанции — Красноярская и Братская ГЭС, Гусиноозерская ГРЭС, различные ТЭЦ и др. — продают свою энергию на оптовом рынке. Ее покупают оптовые потребители, которые представлены тремя категориями: мощные заводы вроде БрАЗа и промышленные корпорации; независимые энергосбытовые компании (Облкоммунэнерго, БЭС, Транснефтьсервис, Шелеховский энергосбыт и др.); гарантирующие поставщики (Иркутскэнергосбыт).

Почему одна сбытовая компания лучше другой?

Конечный тариф для потребителя складывается из нескольких моментов: из цены покупки на оптовом рынке, оплаты за транспорт энергии по сетям (на территории области более 30 сетевых компаний) и сбытовой надбавки. Величина оплаты за транспорт по сетям регулируется государством. Эти затраты оплачиваются всеми розничными потребителями по единому тарифу, хотя сетевых компаний в Иркутской области более 30. Государство законодательно определило, что владельцы сетей не должны препятствовать передаче электроэнергии потребителю. Их обязанность — содержать в порядке линии электропередачи и подстанции. Инвестиционная составляющая включена в тариф на передачу электроэнергии. Конкуренция между энергосбытовыми компаниями возможна по двум направлениям. Первое — насколько эффективно осуществлена покупка энергии на оптовом рынке. Это зависит от ряда факторов, в том числе от опыта трейдеров, качества планирования. Второй момент — низкая сбытовая надбавка, удобство и качество обслуживания.

В какой-то мере на конечный тариф влияет наличие связи с генерацией. — Иркутскэнергосбыт, дочернее общество ОАО «Иркутскэнерго», правопреемник фирмы «Энергосбыт» ОАО «Иркутскэнерго», обладает рядом преимуществ, — объясняет ситуацию Сергей Бабкин. — Есть опыт успешной и достаточно длительной работы на оптовом рынке России, по результатам которой в прошлом году наша компания стала бесспорным лидером в России, заняв первое место. Мы умеем приобретать электроэнергию по самым низким из существующих цен. Кроме того, у нас близкие отношения с Иркутскэнерго, что делает возможным прямые договоры с генерацией помимо оптового рынка, но по цене, приближенной к рынку. Мы идем на это, если покупка по прямым договорам выгоднее покупки с рынка.

Есть еще одно преимущество: огромные объемы приобретаемой на рынке энергии. На оптовом рынке цена разнится за счет величины покупки незапланированной электроэнергии, на так называемом балансирующем рынке. Иркутскэнергосбыт заказывает для своих потребителей примерно 23—24 миллиарда киловатт-часов в год. Величина покупки, приобретенной на балансирующем рынке, при начальном большом заказе минимально сказывается на стоимости одного киловатта. Тот, кто заказывает небольшой объем (Братские электрические сети, например, заказывают около двух миллиардов), в наибольшей степени зависит от стоимости незапланированной электроэнергии.

Взволнованный зал

Вопросов из зала к организаторам семинара было много. Представителям Иркутскэнергосбыта, гарантирующего поставщика, приходилось детально разъяснять ряд вопросов, чтобы смысл дошел до аудитории. Больше всего слушателей волновало, как будут выстраиваться отношения с владельцами сетей (в Братске это БЭС), если договор электроснабжения заключить с Иркутскэнергосбытом, — не обрежут ли, грубо говоря, их от сетей. Гости пояснили, что законодатель запретил связь между сетями и сбытом, т. е. владелец сетей не может заниматься сбытом, а сбытовик не может иметь сети. Как следствие, такие фирмы, как БЭС, обязаны разделиться на две самостоятельные компании — на сбытовиков и сетевиков, что повсеместно и происходит. Сбытовые компании конкурируют между собой в борьбе за рынок услуг.

— С нашей стороны, — пояснил Матвей Куимов, — отношения, связанные с передачей электроэнергии по сетям всех 30 компаний Иркутской области, урегулированы путем заключения договора с «держателем котла» — Иркутской электросетевой компанией, с которой мы оплачиваем за передачу электроэнергии и которая обеспечивает договорные отношения с сетевыми компаниями. Это полная гарантия того, что с каждой из них есть договор о транспортировке. Иркутская электросетевая компания является базовой, она транслирует всю электроэнергию с оптового рынка и оплачивает услуги сетевых организаций, которым принадлежат сети, по индивидуальному тарифу на передачу. Потребитель оплачивает транспортировку энергии по единому для всей территории Иркутской области так называемому котловому тарифу, и неважно, какая сетевая компания его обслуживает. Никто не имеет права препятствовать, если услуги оплачиваются потребителями в полном объеме.

Темой для разговора стал механизм перехода потребителей от одной компании к другой. Существовало опасение, что в случае ухода потребуют, чтобы потребитель возместил стоимость объема электроэнергии, зарезервированного для него первой компанией, например БЭСом. Как пояснили специалисты Иркутскэнергосбыта, законодатель предусмотрел два варианта перехода. Первый — потребитель от гарантирующего поставщика уходит к независимой энергосбытовой компании. В этом случае он действительно должен компенсировать поставщику потери. Но если от независимой электросбытовой компании потребитель уходит к гарантирующему поставщику, то он должен сделать две вещи: предупредить компанию за месяц и рассчитаться за потребленную энергию. Этим обязательства исчерпываются.

Ориентация на клиента

— Основная задача нашей встречи — потребители должны самостоятельно сделать выводы, с кем лучше сотрудничать, — подвел итоги встречи Сергей Бабкин. — В Братске может присутствовать любая энергосбытовая компания. Хочу подчеркнуть: мы не собираемся противостоять БЭС, мы идем к потребителям с открытым лицом. Мы хотели рассказать, как мы видим взаимоотношения с потребителями. Наша работа последние три года была ориентирована на клиентов. Мы делаем все, чтобы потребителю было удобно и выгодно обслуживаться у нас. За последние два года мы построили пять центров обслуживания клиентов по области для решения всех вопросов, которые могут возникнуть у потребителей. Организовали по новым принципам работы отделения в Ангарске и Иркутске. В течение полугода мы организуем подобный центр в Братске, он будет работать по принципу одного окна, когда потребитель контактирует с одним сотрудником, исключены хождения по кабинетам и специалистам, трата времени и нервов. Напомню, что центр обслуживания клиентов рассчитан и на работу с юридическими лицами.

Бесплатный звонок клиента из любой точки Иркутской области в наш call-центр по номеру телефона 8-800-100-9777 позволит быстро получить информацию о состоянии лицевого счета, истории оплаты, передать показания приборов учета и получить счет.

Наши специалисты решают все вопросы с сетевой организацией: есть ли мощности, откуда можно подключиться; ищут пути минимальной реконструкции подстанций, готовят разрешительные документы в Ростехнадзоре и многое другое.

Для бытовых потребителей, обслуживающихся в ООО «Иркутскэнергосбыт», мы предоставляем услугу через наш сайт www.sbyt.irkutskenergo.ru. Можно зайти на страничку по своему лицевому счету, увидеть показания учета прибора, заплатить по своей кредитной карточке. Также оплата возможна через терминалы в банках, на почте. Жители многоквартирных домов, как определил законодатель, могут оплачивать наши услуги по электроснабжению через управляющие компании.

Итак, у потребителя есть право выбора. Он обладает информацией и, надеюсь, готов к принятию решения...

Метки:
Загрузка...