Что авторынок нам готовит?

Путинскую программу по льготному автокредитованию продлили еще на год

Минувший год прошел под знаком кризиса. Снижение доходов и общая финансовая нестабильность не преминули сказаться и на авторынке. В сравнении с предыдущим годом уровни продаж новых легковых автомобилей в России упали вполовину. Рынок автокредитования сократился в четыре раза. Вместе с тем банкиры и дилеры отмечают: медленно, но верно спрос оживает, в последние полгода интерес к новеньким авто растет.

Оттепель на рынке

На фоне кризисных явлений для многих автомобиль стал роскошью, а не средством передвижения. Снижение доходов и ужесточение условий кредитования стали результатом падения уровня продаж почти на 50%. Достаточно сказать, что в начале 2009 г. в среднем ставки на автокредиты выросли в 2—2,5 раза и достигали в иных банках 35—40%.

Однако к середине прошлого года ситуация постепенно стала меняться. На фоне общей стабилизации и жесткой конкуренции и банки, и автосалоны стали предлагать потребителям на выбор все новые предложения. Ставки, равно как и суммы первоначального взноса, начали уменьшаться. В итоге уже к концу года доля автомобилей, продаваемых в кредит, с 10—15% выросла до 30—35%. Тенденцию к оживлению спроса отмечают и в дилерских центрах.

— Уровень продаж растет, и число автомобилей, купленных в кредит, тоже растет, — отмечает Виталий Суворов, генеральный директор «Хендэ-центр — Иркутск». — Прежде всего, я считаю, это показатель доверия и стабилизации.

В Иркутске предпочитают «японки»

Аналитики связывают оживление рынка с внедрением госпрограммы льготного автокредитования. Кстати, в соответствии с постановлением, подписанным Владимиром Путиным в начале февраля, срок реализации программы продлен еще на один год. Напомним, что суть программы, именуемой в народе путинской, сводится к следующему: в рамках спецпредложения государство компенсирует две трети ставки рефинансирования ЦБ. Так, например, вместо 15% по стандартной программе автокредитования в Байкальском банке Сбербанка России заемщик, готовый приобрести отечественное авто, берет кредит под 9,3% (цифра дня сегодняшнего). В течение года в ответ на требования рынка программа претерпевала изменения. Сегодня три главных условия таковы: стоимость авто — не выше 600 тысяч рублей, размер первоначального взноса — не менее 15%, в списке потенциальных покупок — иномарки и отечественные авто, произведенные исключительно на территории России. В целом в масштабах страны программа пользуется пусть и небольшим, но в общем-то стабильным спросом. По данным Сбербанка, в рамках госпрограммы чаще всего россияне брали кредиты на автомобили марки «Лада».

По данным же Иркутского городского отделения Сбербанка России, в столице Приангарья из 420 выданных в 2009 году автокредитов 75 пришлись на долю федеральной госпрограммы. Свою роль в столь скромных результатах сыграла и специфика региона. Учитывая относительную близость к Владивостоку, жителей Приангарья отечественным автопромом так просто не завлечь — АвтоВАЗ не выдерживает конкуренции с японским секонд-хэндом.

Впрочем, так или иначе, но путинская программа в любом случае всколыхнула рынок автокредитования. Причем в противовес предложению от государства ряд автосаланов предлагают сегодня не менее интересные варианты кредитов, в том числе и под 0%. Правда, рассчитаны такие предложения, как правило, на людей с достатком. В числе традиционных условий — короткий срок кредитования и первоначальный взнос в размере до 50%.

В целом же, по данным Иркутского городского отделения Сбербанка России, по уровню продаж в рамках сотрудничества с автоцентрами первую строчку занимают автомобили марки «Форд». Далее следуют «Мицубиси», ВАЗ и «Тойота».

Как насчет утилизации?

8 марта в России стартует реализация госпрограммы по утилизации машин. В заветный список регионов, где взамен на авторухлядь владельцам будут вручать сертификаты на 50 тысяч рублей, Иркутская область, к сожалению, не вошла. Однако чиновники из Минпромторга обещают: если проект найдет популярность в народе, в последующем его реализация затронет и другие регионы России.

Напомним: под утилизацию с «вознаграждением» подпадают старенькие автомобили иностранного или отечественного производства возрастом не младше 10 лет и массой не больше 3,5 тонны. В числе обязательных условий — собственник должен владеть автомобилем не менее 1 года и доставить машину к дилеру если не собственным ходом, то на эвакуаторе и полностью укомплектованной. Воспользоваться сертификатом на 50 тысяч рублей можно, опять же, лишь при покупке автомобилей иностранного или отечественного автомобиля, собранного на территории России.

В роли подводных камней выступает сразу несколько обстоятельств: утилизация, которой займутся утвержденные Минпромторгом компании, обойдется автовладельцу примерно в три тысячи рублей. То есть в обмен на виртуальные деньги в виде сертификата выложить придется вполне реальные.

В целом программа призвана убить трех зайцев: обновить парк легкового транспорта, избавить улицы и огороды от автомобильной рухляди, ну и, конечно, поддержать отечественный автопром.

И тащить лень, и выбросить жалко

Как оценивают очередное предложение от государства иркутские автолюбители?

— Если в следующем году программа придет и к нам, то, думаю, в регионе найдутся люди, которым она будет интересна, — считает Геннадий Кабанов, гендиректор одной из автошкол Иркутска. — Навскидку я знаю как минимум трех человек, у которых есть такие раритеты. Старая машина, она ведь как чемодан без ручки: и тащить лень, и выбросить жалко.

Андрей Радионов — «счастливый» обладатель «чемодана без ручки», скромной «Оки» 2002 года выпуска. Сам мужчина давно ездит на подержанной «Тойоте», которую, по его же собственному утверждению, он ни за какие коврижки на «совок» не променял бы.

— А вот «Оку» я, может, в утиль и сдал бы. Только по возрасту машина не подходит — несмотря на ржавое дно и прогнившие пороги, автомобилю нет еще и восьми лет. Кто виноват, если отечественный автопром гниет раньше установленных программой сроков... — не без иронии рассуждает Андрей Радионов.

Вместе с тем маркетолог официального дистрибьютора ОАО «АвтоВАЗ» в Иркутске Владимир Михайлов уверен: в рамках области госпрограмма спрос нашла бы.

— Иркутская область не вошла в число регионов, где будет реализована госпрограмма по утилизации авто, лишь по причине отсутствия сертифицированного утилизатора. Для нас, как для регионального дилера, это факт прискорбный. Не стоит забывать, что помимо областного центра есть еще районные города и поселки, где концентрация старых автомобилей гораздо выше.

Загрузка...