«Рентген» против катастроф

Вагон-дефектоскоп предотвращает катастрофы на железной дороге

В начале февраля в Бурятии с рельсов сошли семь цистерн с нефтью, на землю вылилось 45 тонн горючего вещества, ущерб экологии и РЖД до сих пор не подсчитан. По предварительным данным, причина аварии — излом рельсов, а вот из-за чего он произошел и как остался незамеченным, будет ясно только после экспертизы. Работники вагона-дефектоскопа, вместе с которыми от станции Иркутск отравился журналист «СМ Номер один», знают как никто, почему поезда сходят с рельсов. Ведь это их основная задача — обследовать пути и тем самым сохранять жизни людей.

Профессия дефектоскописта появилась вместе с железной дорогой. Она чем-то похожа на профессию сапера, только обнаруживает дефектоскопист не взрывчатку, а не видимые невооруженному глазу трещинки. Люди этой профессии за своей работой выглядят весьма экзотично — с наушниками на голове толкают пред собой тележку. Однако такой, можно сказать, ручной труд постепенно себя изживает, на смену тележкам пришли целые автоматизированные вагоны.

 По путям ВСЖД на сегодняшний день курсируют 4 вагона-дефектоскопа, за прошлый год они выявили 368 остродефектных рельсов.

Начальник дефектоскопа Алексей Медведев рапортует по рации машинисту: «Вагон к работе готов», и поезд отправляется в путь. Внизу под вагоном-дефектоскопом по рельсам скользит искательная лыжа, которая с помощью ультразвука сканирует сечение рельсов и подает на монитор сигналы. Оснащенность по последнему слову техники отнюдь не означает, что людям здесь остается только наблюдать и фиксировать сигналы техники. Во время работы вагона постоянно происходят неожиданности. Вот пропадает запись на мониторах, но это нельзя назвать нештатной ситуацией, так случается регулярно, и виной тому снег и загрязнение.

— Сразу после исчезновения сигнала поезд останавливается, и мы устраняем неисправность, — говорит Вячеслав Петрович, наладчик. — Если сравнивать тележку дефектоскописта и наш вагон, это все равно что поставить рядом первобытное орудие труда и космический корабль, — говорит Алексей Медведев, который и сам в свое время успел походить с тележкой. — Во-первых, у нас все компьютеризировано, и, разумеется, бытовые условия отличаются — тепло, уютно, есть душевая, место для документов. И, само собой, эффективность и скорость работы вагона с тележкой несопоставимы. Специалист с тележкой обследует 120—140 км пути в месяц, а вагон-дефектоскоп — 2000 километров день и благодаря своей оснащенности выявляет в два раза больше дефектов.

За время нашего путешествия в вагоне-дефекотоскопе от Иркутска до Ангарска не было обнаружено ни одного дефекта, в среднем же, по словам специалистов, где-то на тысячу километров оборудование сигнализирует о трещинах 2—3 раза. Количество дефектов увеличивается при резких перепадах температуры, что, скорее всего, и произошло в Бурятии, ведь за день до аварии наступил сильный мороз. Информация об изломе сообщается по рации. При дефектах, которые грозят сходом подвижного состава, работники ВСЖД выезжают на место и меняют рельс.

Загрузка...